1-2 марта 2014 года в Казани прошел семинар «Забота: между приватным и публичным». Семинар был организован программой «Гендерные исследования» (ЕУСПб) совместно с тремя региональными научно-исследовательскими центрами – Центром культурных исследований постсоциализма (КФУ), Центром сравнительных исторических и политических исследований (ПГНИУ) и Центром «Социально-политические исследования технологий» (ТГУ). Мероприятие прошло в рамках программы развития партнерских кафедр.
Начиная со второй половины ХХ века категория «забота» прочно вошла в лексикон социальных наук. Первоначально она использовалась для описания неоплачиваемого труда, который осуществляется женщинами в приватной сфере. В последующих работах авторы продемонстрировали, что данная категория полезна и при анализе социальной политики, описании отношений между государством и гражданами, характеристики специфической формы этики (этики заботы). Однако такое многообразие трактовок данного понятия привело к размыванию его значения и вызвало дискуссию. Возможно ли, рассматривать «заботу» в качестве теоретической категории, или «забота» является эмпирическим случаем, который необходимо анализировать с помощью концептуального аппарата других социальных теорий? Эта проблематика стала ключевой для обсуждения в рамках прошедшего семинара.
Внимание участников было сосредоточено на значимости «заботы» как категории, которая позволяет переосмыслить границы приватного и публичного пространств, обозначить точки их пересечения и взаимопроникновения. Елена Здравомыслова (ЕУСПб) представила различные теоретические подходы к пониманию феномена заботы, сделав акцент на тех вызовах и задачах, которые стоят перед исследователями, работающими с данной категорией. Представительница НИУ «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург), Жанна Чернова акцентировала социально-политическую трактовку термина «забота» и обозначила возможности для рассмотрения заботы в качестве социального права граждан.
Александр Кондаков (ЕУСПб) и Мария Ромашова (ПГНИУ) представили свои научные проекты, основывающиеся на концепции «заботы о себе» Мишеля Фуко. Александр рассмотрел практики субъективации на примере российских гомосексуалов, Мария – на примере пожилых в Советском Союзе 1940-50х гг.
Доклады сотрудников томского центра «Социально-политические исследования технологий» - Андрея Кузнецова, Ольги Мельниковой и Ольги Столяровой – продемострировали потенциал использования теоретических интуиций STS (исследований науки и технологий) в области изучения заботы. Внимание выступавших было сфокусировано на анализе заботы в сфере высоко-технологичной медицины.
Александр Резник и Людмила Кузнецова, работающие в Пермском государственном университете, в своих выступлениях сосредоточились на исторических примерах 1920-1930х гг. и постарались осмыслить заботу через призму патрон-клиентских отношений.
Несколько презентаций затрагивали тематику заботы Советского государства о женщине и семье. Эти выступления проблематизировали границы приватного и публичного в советской повседневности, а также поставили вопрос о том, как соотносятся категории «забота» и «патернализм» в анализе социальной политики этого периода. Юлия Градскова (университет Стокгольма) сопоставила советскую политику заботы о женщине-матери с повседневными практиками матерей. Анна Кимерлинг (НИУ ВШЭ, Пермь) обратилась к проблеме партийного вмешательства в приватную жизнь граждан в рамках политики заботы о семье. Александр Чащухин (НИУ ВШЭ, Пермь) рассмотрел, как связка «забота-материнство» проявлялась в профессиональной идентификации советского школьного учителя. Доклад Елизаветы Жданковой (ЕУСПб) был посвящен советскому кино 1920-х в контексте заботы о детях.
Доклады Екатерины Бороздиной (ЕУСПб), Веры Галиндабаевой (КФУ) и Ирины Кузнецовой (КФУ) опирались на понимание заботы как особой социальной практики (совокупности практик) и рассматривали ее современные примеры в сферах медицины и ухода за детьми. Завершился семинар выступлениями Ларисы Шпаковской (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) и Элизы Исабаевой (университет Цюриха). Авторы обратились к вопросу о том, как социальная забота государства (не)реализуется через городского организацию пространства.
{gallery}news/2014/01_03/{/gallery}