ВТОРОЙ ТАЙМ ПОРТУГАЛЬСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ: от Великого землетрясения до британского ультиматума

 
04.04.2018
 
Центр исследований модернизации
 
Николай Добронравин

В данной работе представлена авторская концепция истории португальской модернизации. Согласно этой концепции, первая попытка европейской модернизации (в наши дни ее нередко именуют «первой глобализацией») была напрямую связана с развитием Португалии в XV–XVI веках. Если использовать футбольную терминологию, этот «первый тайм модернизации» не имел национального характера, который ему приписывается в самой Португалии и за ее пределами в наши дни. Соответственно, вопрос о том, как маленькое португальское государство добилось глобального доминирования, по существу лишен смысла и анахронистичен. Под слоем исторической мифологии скрывается более сложная проблема: почему «первую глобализацию» возглавил именно тройственный союз Англии, Фландрии и Португалии, притягивавший к себе выходцев из итальянских и германских земель, а затем и разнообразных союзников в странах Африки, Азии и Нового Света.

В историческом плане Португалия была лишь одним из королевств Испании; португальцы «первого тайма» противопоставляли себя не испанцам вообще, а кастильцам, арагонцам и жителям других королевств Пиренейского полуострова. В XV–XVI веках португальское королевство постоянно находилось под угрозой растворения в составе объединенной Испании, а затем и общеевропейской империи Габсбургов. В итоге, Габсбурги присоединили всю Португалию и бóльшую часть исторической Фландрии, но так и не смогли покорить Англию, укрепив в этой островной стране представление о прямом родстве с Богом.

Главное отличие «первого тайма» от последующих попыток модернизации в Португалии заключалось в том, что в начале матча игроки не знали, во что они играют. Творцы «первой глобализации» не помышляли о славе модернизаторов. Напротив, «второй тайм», начавшийся в 1755 году, имел осмысленный характер. Себастьян Жозе ди Карвалью и Мелу, первый граф ди Оэйраш, первый маркиз ди Помбал, всесильный временщик и лидер «имперской» модернизации, управлял владениями короля Жозе I в Европе, Африке, Азии и Южной Америке посредством многочисленных законодательных актов (разумеется, от имени короля).

Важнейшие результаты «второго тайма» модернизации – новая имперская архитектура, прежде всего, в Лиссабоне, и независимая Бразилия. Символами очередного провала можно считать Национальную библиотеку Бразилии в Рио-де-Жанейро (ее основу составила Королевская библиотека, не вернувшаяся в Лиссабон после эвакуации 1807 года) и политическую карту Африки, на которой между «лузофонными» Анголой и Мозамбиком находятся «англоязычные» Зимбабве, Замбия и Малави, как наследие британского ультиматума 1890 года. С тем же ультиматумом связано и создание «Португалки» – гимна современной Португалии, первоначально написанного в знак протеста против национального позора.

В конечном счете, «второй тайм» португальской модернизации завершился, как и первый, «концом Родины» («Finis Patriae»). Однако и в этот раз, как сказано в национальном гимне, «не погибла Португалия».

Препринт М-65/18 Николай Добронравин «Второй тайм португальской модернизации: от Великого землетрясения до британского ультиматума» (PDF 374 Kb)

Изображение: Гравюра 1755 года, изображающая руины Лиссабона в пламени пожаров и цунами, накрывающее корабли в гавани.