Владимир Кудрявцев рассматривает исследования проблемы насилия в российских семьях

 
24.02.2021
 
Институт проблем правоприменения; Университет
 
Владимир Кудрявцев

На сайте Forbes вышел материал младшего научного сотрудника Института проблем правоприменения Владимира Кудрявцева. Эксперт рассуждает о том, как правильно оценить уровень насилия в российских семьях: «...данные о преступности в России публикуются главным образом в агрегированном виде, понять, сколько на самом деле в стране жертв семейно-бытового насилия, задача нетривиальная». 

Есть несколько статистик: МВД и Консорциума женских неправительственных организаций. Согласно первой, в 2018 году от рук мужей, сожителей или родственников погибло 253 женщины, в то время как вторая сообщает более чем о 8300 жертвах.  Альтернативную оценку дают сотрудники Института проблем правоприменения при Европейском университете. Они проанализировали данные карточек, которые следователи или дознаватели заполняют при возбуждении уголовного дела, за 2013–2014 годы.  С их точки зрения, эта данные точнее отражают реальную картину, чем данные судебного разбирательства (так как это поздняя стадия процесса, а до суда доходят не все случаи семейно-бытового насилия).

Сделанные на их основе расчеты показывают, что примерно 14 % всей насильственной преступности (и против мужчин, и против женщин совокупно) произошло в 2013–2014 годах внутри семьи. Одновременно с этим 73 % насильственных преступлений, в которых жертвой были женщины, случилось в 2013–2014 годах вне домохозяйств (то есть агрессор не был мужем, сожителем или родственником жертвы). Таким образом, 27 % женщин-жертв насильственных преступлений подвергались ему в семье.

Но при этом из данных следует, что пропорция женщин-жертв в 3,5 раза выше, чем мужчин (7,81 % против 26,92 %). Можно сказать, что для женщины риск стать жертвой насилия в собственном доме в 3,5 раза выше, чем для мужчины. Можно, разумеется, критиковать данные карточек, которые заполняют следователи, за неточность или неполноту, но в таком случае данные судебных приговоров — еще более поздней стадии в траектории уголовного дела, чем следствие — гораздо более уязвимы для критики.

Женщины действительно становятся гораздо чаще жертвами домашнего насилия, чем мужчины. Это подтверждают и данные виктимизационного опроса, который эксперт проводил вместе с коллегами в  2018 году. Однако в целом и женщины, и мужчины гораздо чаще страдают от других людей, чем от семейного насилия.

По словам Владимира Кудрявцева, уровень криминального насилия в России — огромный по европейским меркам, хотя за последние 20 лет ситуация заметно улучшилась. 

Почему существующие оценки на данный момент крайне неточны, читайте в полной версии материала на Forbes.ru.

Фото: Unsplash