Ученые ЕУСПб и Тюменского государственного университета сделали «социальный снимок» арктического побережья России накануне нового этапа развития Северного морского пути
Ученые из Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) совместно с коллегами из Тюменского госуниверситета (ТюмГУ) продолжают изучение социально-пространственной связности Севморпути.
Масштабное исследование реализуется в рамках совместного проекта «Российские гавани Трансарктической магистрали: пространства и общества арктического побережья России накануне новой эпохи развития Севморпути», поддержанного Министерством науки и высшего образования РФ. В ходе его реализации ученые провели экспедиции в двух десятках городов и поселков российской Арктики — опорных пунктов Севморпути: Мурманске, Архангельске, Вытегре, Индиге, Нарьян-Маре, Амдерме, Салехарде и Лабытнанги, Сабетте, Новом Уренгое, Новом Порту, Дудинке, Норильске, Игарке, Диксоне, Хатанге, Тикси, Якутске, Анадыре и Магадане.
В каждом населенном пункте собраны уникальные интервью с местными экспертами и изучены связи Севморпути с внутриконтинентальными (воздушной, железнодорожной, речной и автомобильной) транспортными системами. По словам руководителя проекта, члена-корреспондента РАН Николая Вахтина, «Северный морской путь — не единая магистраль, какой она предстает в СМИ и официальном дискурсе, а сложная система маршрутов, различных по происхождению, современному состоянию и функциям. В зависимости от целей плавания, ледовой обстановки, типа судна и других условий, функции Севморпути распадаются на транзит Европа — Азиатско-Тихоокеанский регион, “северный завоз” — снабжение арктических поселков и метеостанций, завоз грузов для строительства инфраструктурных объектов, вывоз углеводородов и некоторые другие».
Города на Севморпути в разной степени выступают в роли опорных портов. Среди изученных населенных пунктов выделяется несколько групп: (1) инфраструктурно развитые и диверсифицированные порты, отправные точки большинства грузов по Севморпути — Архангельск и Мурманск; (2) поселки, имеющие «славное советское прошлое» и сильную идентификацию с Севморпутем, на современном этапе переживающие упадок — Диксон, Амдерма, Тикси и Игарка; (3) постоянно функционирующий за счет вывоза промышленной продукции порт — Дудинка; (4) вахтовый поселок, возникающий благодаря добыче углеводородов, — Сабетта; (5) населенные пункты, снабжение которых осуществляется морем, но имеющие слабую идентификацию с Севморпутем, — Индига, Нарьян-Мар, Хатанга, Магадан и Анадырь.
Официальная риторика о Севморпути и ее восприятие жителями арктических поселений варьируются, при этом в каждом населенном пункте восприятие риторики имеет свою специфику. Так, жители одних городов более внимательны к сообщениям СМИ о Севморпути и связывают собственное благополучие с ожидаемым ростом экономического значения трассы. Для других знание о Севморпути в принципе не актуально. Существует также значительная разница в социальном воображении географии и функционала Севморпути, обусловленная историей населенного пункта и его современным назначением.
До конца 2019 года ученые планируют полевую работу еще в четырех пунктах: Певек, Провидения, Петропавловск-Камчатский и Владивосток. Таким образом, в рамках проекта будут охвачены ключевые населенные пункты на всем протяжении Трансарктической магистрали — от крайне западного до крайне восточного.
Собранный материал станет точкой отсчета в дальнейшем изучении транспортных инфраструктур и социальных трансформаций российской Арктики. Он будет полезен как для локальных, так и федеральных проектов стратегического развития Северного морского пути и Арктической зоны России в целом.
Фото: Михаил Агапов / Валерия Васильева / Ксения Гаврилова / Елена Лярская / Евгений Третьяков