Некоторые современные ученые склонны интерпретировать пандемию коронавируса как месть природы: с помощью вирусов природа «дает нам сдачи» за жестокое обращение с животными и экологический кризис. Однако, если следовать теории, предложенной французским философом Жоржем Батаем еще в 1940-е гг., природу нельзя путать с человеком, она ничего не делает нарочно. Насилие, совершенное природой (например, землятресение), является суверенным, потому что оно не преследует никакой цели. Природа действует за пределами человека, что также означает за пределами добра и зла.
На чем основаны заключения Жоржа Батая? Какие два типа насилия он выделял? Что такое планетарное равновесие? И почему действия природы, такие как распространение вируса COVID-19, не следует переводить на человеческий язык? На эти и другие вопросы отвечает доцент факультета социологии и философии Европейского университета Оксана Тимофеева.
Центр практической философии «Стасис» благодарит за поддержку Группу «Волга-Днепр».