Дмитрий Озерков. Новое искусство в старом музее: сложности и противоречия кураторской работы. Открытый исследовательский семинар

 
21.03.2015
 
Школа искусств и культурного наследия

17 декабря 2014 года в рамках Открытого исследовательского семинара факультета истории искусств в Европейском университете с докладом выступил искусствовед, кандидат философских наук Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа. В своём выступлении лектор рассказал о преимуществах и недостатках работы с современным искусством в условиях, заданных классическим музеем, обозначил круг проблем, которые в этой связи встают перед куратором, а также предложил возможные пути их решения.

 В начале лекции Дмитрий Озерков предложил понимать музей как набор различных границ: в отличие, например, от небольших пространств, предоставляющих зрителю возможность непосредственного контакта с произведением искусства, музей этот контакт скорее ограничивает. Подобный институт стремится "защитить" произведение искусства от зрителя, выстраивая между ним и работой своего рода препятствия; примером может служить верёвочное ограждение, не позволяющее подойти к экспонату слишком близко, или присутствующий в зале смотритель.

Задача зрителя в этой ситуации – преодолеть подобные преграды и тем самым реализовать своё право на непосредственный контакт с произведение искусства, возможность почувствовать его ауру, как понимал её В. Беньямин. Задача же куратора состоит в том, чтобы сделать эту ауру так или иначе доступной зрителю, добиться, чтобы его контакт с выставленной работой состоялся.

Сделать это не всегда просто. Так, различные виды изобразительного искусства предполагают различные практики "общения" с работой. При организации выставки сделать их доступными посетителю удаётся лишь изредка, что объясняется всё тем же стремлением "защитить" работу. В результате, между тем, что стремиться показать куратор и тем, что он имеет возможность показать, образуется определённый зазор.

Порой эту проблему можно решить, зафиксировав утраченную практику непосредственного контакта с произведением на видео. Так, хотя из соображений безопасности музейный сотрудник не может позволить посетителю прикоснуться, например, к изделию из фарфора, он предлагает ему видео, на котором эксперт в определённом смысле делает это за него.

Подобный приём может сработать в случае со старым искусством, когда важно показать саму вещь и донести до зрителя информацию о ней. Гораздо сложнее обстоят дела в случае с современным искусством, автор которого жив, и его фигура важна не менее самого произведения. В этом случае перед куратором встаёт вопрос о том, стремиться ли он показать работу художника – или самого художника. Каждый раз куратор вынужден решать, что для него важнее: произведение искусства, которое останется в истории, или сам процесс его создания автором. И хотя одно не обязательно исключает другое, важно понимать, для чего в конечном счёте предпринимается тот или иной шаг.

При этом, обеспечить возможность непосредственного контакта зрителя с произведением искусства – не всегда достаточно. В задачи куратора входит ещё и диалог со зрителем, в ходе которого неизбежно возникает вопрос о том, почему он должен находиться на этой конкретной выставке, зачем нужно лично ему. И куратор должен быть готов предложить зрителю ответ на него.

Алина Новик

{gallery}art_history/materials/gallery/2014-12-17-ozerkov{/gallery}