Доклад Константина Глазкова о геолокационных играх 11.10.2017

 
19.10.2017
 
Центр исследований науки и технологий

11 октября Константин Глазков, научный сотрудник СИ РАН - филиала ФНИСЦ РАН, выступил в Центре STS с докладом о геолокационных играх и поведение игроков в публичном пространстве ("Что не так с геолокационными играми, или как радикальные арт-проекты остались в рамках публичных приличий?")

Докладчик отметил, что идея геолокационных игр восходит к идеям ситуационистов и архитекторов 1960-х гг. Те в своих манифестах обращались к необходимости разнообразить городскую рутину, создавать спонтанность и реализовывать игровой потенциал городов. В 1990-2000х гг. эти идеи были подхвачены и реализованы разными геолокационными технологиями. Например, тогда появились такие сервисы, как Gowalla и Foursquare, которые позволяли моделировать местонахождение человека в конкретной точке города. Их можно считать предвестниками геолокационных игр.

Самые известные геолокационные игры - Ingress и Pokemon Go – появились в 2012 и 2016 гг. соответственно. Pokemeon Go стал очень популярной игрой, в пиковый этап численность его подписчиков составляла более 700 миллионов человек в разных странах мира. Автор доклада и его коллеги из НИУ ВШЭ исследовали, каким образом игрок в геолокационные игры ведет себя в городе - взаимодействует с публичной повседневностью и наличием других, неигроков, в городе. Одним из главных тезисов доклада было то, что большая часть ресурсов внимания и действий игрока тратится не на игру, а на поддержание видимости приличия в публичном пространстве. Например, игроку приходится постоянно отвлекаться от экрана телефона или планшета и демонстрировать другим, что он «нормален» и включен в ситуации вокруг себя. Но при этом такая включенность должна быть не слишком сильной, чтобы была возможность манипулировать в виртуальном мире и не сильно отвлекаться от ловли покемонов и прочих героев игр. Физическая включенность игрока является лишь видимостью присутствия на публике в рамках «приличий».

Для анализа своего материала докладчик обращался к идеям И. Гофмана о присутствии и аргументам современных исследователей геолокационных медиа (например, идее laybour А. де Силвы и Сузы). С позиции STS доклад был интересен тем, что дал возможность подумать про временные лаги новых технологий. Новые технологические девайсы не сразу входят в повседневную жизнь, а требуют постепенного и приемлемого другими включения себя в публичное пространство. При этом также же постепенно и незаметно технологические устройства вмешиваются в публичные процессы, меняя способ обращения с вниманием и создания видимости присутствия на публике.

Исследование выполнено в рамках гранта РНФ №17-78-20164.