Love, Inc.: The strange marriage of romance and Neoliberal Capitalism

 
27.10.2015
 
Программа «Гендерные исследования»
 
Лора Эссиг

19 октября в конференц-зале ЕУСПб в рамках семинара программы "Гендерные исследования" состоялась лекция профессора Лоры Эссиг (Middlebury College) "Love, Inc.: The strange marriage of romance and Neoliberal Capitalism"

Климатические изменения, глобальный капитализм, энтузиазм, с которым национальные государства ввязываются в нескончаемые войны, наводит на мысль о том, что даже если вы и встретите пресловуто-утопичного принца на белом коне, “жили долго и счастливо” никто не может гарантировать. Однако мы живем в эпоху, когда Дисней создает инструкции для маленьких девочек о том, как бедная простушка может стать принцессой, потому что в нее обязательно влюбится принц. Профессор Лори Эссиг пытается разоблачить идеологию романтической любви в своем новом исследовании Love Inc., обращая внимание во время своей лекции на три ключевых факта романтических иллюзий.

Факт 1: романтика является социальным конструктом. Мы учимся быть романтичным в той же степени, как учимся исповедовать ту или иную религию, говорит Эссиг, ведь романтика это в первую очередь набор практик. Популярная культура изо дня в день производит клишированные штампы в форме романтичесих комедий, любовных баллад и женских романов, демонстрируя потребителям культурной продукции подобного толка поведенческие паттерны. Государство также регулирует романтику, принимая решения о том, кто имеет (или не имеет) право регистрировать брак и получать привилегии, с браком неразрывно связанные.

Факт 2: романтика это изобретение современности. Несомненно, идея романтической любви не является новой, однако истории Ромео и Джульетты не продают нам идею безоблачного и стабильного будущего, как это делают современные концепции так называемой “настоящей любви”. За точку отсчета капиталистическо-романтической эпохи Эссиг берет 1850 год, когда женщина по имени Esther Howland из штата Массачусетс начала массовое производство открыток, приуроченых дня Святого Валентина, тем самым коммодифицируя человеческие эмоции. На сегодняшний день американцы ежегодно тратят 90 миллиардов долларов на поддержание индустрии романтики, 70 миллионов из которых идут на подарки для домашних питомцев.

Производимые в такой форме романтические отношения, считает Эссиг, закрепляют гендерные, расовые и классовые иерархии как естественные; романтика является идеологией в Марксистском понимании. Отсюда следует факт 3: государство находится в постели у каждого из нас. В ХХ веке усиливается риторика, связывающая брак с национальным могуществом и стабильностью; сексуальность вне брака, нерепродуктивная сексуальность, межрассовая сексуальность маркировалась как “деградантная”. С помощью пропагандистских слоганов, сообщающих что любовь – это все, что вам (нам) необходимо, романтика незаметно стала новым “опиумом для народа”, воcпроизводя дискурс о том, что только белые, гендерно-нормативные, молодые и красивые этой любви достойны.

В 1980-х годах случился идеологический поворот капитализма, который одновременно смог скрыть материальные эффекты глобального капитализма и дать людям возможность верить в лучшее будущее. Идея веры в светлое будущее для Эссиг реализуется через свадебную индустрию. Несмотря на то, что большинство пар, планирующих свадьбу, уже имеют долг за образование (для многих достигающий 100 тысяч долларов) их расходы на организацию свадьбы порой составляют 60 тысяч долларов (средняя стоимость свадебного приема в США). Многие пары, у которых Лори Эссиг брала интервью, отвечали, что эти траты означают для них “правильный способ” вступить в брак, несмотря на то, что согласно статистике стоимость свадьбы обратно пропорциональна длительности брака.

Логика такого поведения, говорит Эссиг, вторит логике новой романтическо-капиталистической идеологии: если мы принесем жертву сейчас, потратив огромное состояние на свадьбу, мы будем счастливы. Расходы на романтику становятся гарантом “жили долго и счастливо”. Многие пары откладывают свадьбу до тех пор, пока не смогут ее себе позволить, метафорически откладывая покупку собственного счастья. Романтическая этика доступная нам с юного возраста – через мультфильмы и кино – инструктирует нас, как мы должны вести себя, во что верить, чего ждать. Гегемония романтики отвлекает людей от реальных проблем, таких как расовые/классовые привилегии, бедность, непопулярные политические и судебные решения. Романтика затрагивает все сферы нашей жизни, создавая ситуацию ‘жестокого оптимизма’, когда единственное, что действительно необходимо - это реализм.

Вероника Лапина