Михаил Соколов, профессор факультета социологии и философии, кандидат социологических наук, научный руководитель центра институционального анализа науки и образования прочитает лекцию "Лохотрон, биографические контрацептивы и перспективная рационализация: элементы социологии досады и сожаления".
Лекция пройдет 11 июля в Музее советских автоматов.
Начало в 20.00. Вход свободный, но нужно зарегистрироватся.
Нормативная теория решений учит нас тому, что в любой ситуации выбора мы должны предпочесть вариант, который максимизирует наши вероятные выигрыши. Многочисленные исследования в психологии и поведенческой экономике показывают, однако, что подобная модель лишь слабо отражает то, как люди в действительности принимают решения в жизненных ситуациях.
Теория сожалений, развивающаяся в экономике последние 30 лет, утверждает, что мы не столько максимизируем выигрыши, сколько минимизируем возможные сожаления, связанные с рисками выбрать неудачно. С этим связана иная хорошо известная тенденция – продолжать инвестировать средства в неудачный проект в надежде на то, что на следующем шаге нам удастся переломить ситуацию и превратить поражение в победу, даже если здесь и сейчас альтернативные инвестиции выглядят более многообещающими. Эти эффекты, однако, прослеживаются не только в сфере экономического поведения. Подчиняясь этой тенденции, люди начинают работать по нелюбимой специальности, чтобы не признаваться себе, что получили образование, которое им не нужно, продолжают жить с теми, кого не любят, чтобы не сознавать, что надо было развестись годы назад, и отдавать еще больше денег в лохотроне вслед за уже потерянными.
В этой лекции мы рассмотрим некоторые более общие предпосылки, предполагаемые явлением избегания сожалений, обсудим исторические контексты, в которых сожаления превращаются в особенно значимую силу; индивидуальные адаптации к угрозам сожаления, объясняющие, например, распространение определенных форм психотерапии, пробного брака и либерального образования, использования сожалений как источника влияния и связь сожаления с институциональной памятью и коллективными действиями.