Адрес: Музей советских игровых автоматов, Санкт-Петербург, Конюшенная площадь, 2, литера В
Широко известно, что, несмотря на большое число талантливых изобретателей, процент реализованных изобретений, или инноваций, в России очень мал. Эта проблема проходит через всю российскую историю, сохраняя актуальность и сегодня. Одни исследователи находят причины в барьерах между промышленными и научными учреждениями, другие видят проблему в наличии бюрократических преград и отсутствии устойчивых демократических институтов.
В своем выступлении я постараюсь ответить на этот вопрос и рассмотрю проблему инноваций в один из самых «инновационных» периодов советской истории – хрущевское десятилетие. В это время государство широко поддерживало развитие науки и технологий, стремясь модернизировать экономику и промышленность в частности.
История, на которой будет основываться мое выступление, является любопытной с точки зрения того, как происходила смена сталинской политики на хрущевскую, как менялись приоритеты, как работали инженеры в исследовательских институтах и на предприятиях и как развивались инновации «на местах».
Речь пойдет об изобретении способа непрерывной варки целлюлозы профессора Жеребова, одновременно со шведским изобретателем Рихтером предложившего инновативный метод. Изобретение позволяло варить целлюлозу – базовый продукт для разных отраслей, включая военную – в сжатые сроки и сразу стало засекречено в СССР. Однако, несмотря на большие финансовые вливания и многочисленные эксперименты, проводившиеся в течение почти двух десятилетий, изобретение так и не было внедрено в промышленном масштабе, и СССР был вынужден закупать шведское оборудование, успешно внедренное компанией Рихтера.