12–14 декабря в Европейском университете состоялся воркшоп «Коморбидное поле: пересечения социально-гуманитарных исследований здоровья и медицины». Основные цели мероприятия, согласно замыслу организаторов, — объединить представителей разных дисциплин, изучающих медицину и здоровье, обсудить результаты исследований и наладить диалог. Удалось ли это сделать — рассказываем в этом материале, а также делимся сюжетами некоторых докладов.
За границами дисциплин
В термин «коморбидность» организаторы «зашили» метафору устройства поля исследований медицины и здоровья. В медицине понятие означает клинические состояния, при которых разные заболевания возникают одновременно, порой усиливая эффекты друг друга. «Коморбидные пациенты» требуют кооперации разных специалистов узкого профиля, а изучение медицины — диалога между исследователями из разных дисциплин.
Доклады исследователей сгруппировали таким образом, чтобы «преодолеть» границы дисциплин: например, участниками секции «Рождение пациента» были филологи, социологи, антропологи, модерировал встречу врач-неонатолог и социальный исследователь. Также секции объединяли доклады студентов и ученых с опытом.
Междисциплинарные сюжеты
Доклады всех участников были очень интересными, постараемся рассказать об этом подробнее в телеграм-канале ИММИ «Приёмник». Для этого материала мы выбрали два сюжета на стыке истории, филологии, психологии, социологии и медицины — о стратегиях медицинского просветительства в советской детской литературе и неконвенциональных практиках в сфере здоровья в современной России.
«Как Ванюша умер от коклюша»: стратегии санитарно-гигиенического просветительства в советской детской литературе 1920-х гг.
Авторы: Елена Казакова, ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), Ирина Суслова, независимый исследователь
Исследовательницы выделяют три основных просветительских стратегии.
Убеждение и разъяснение: соблюдай правила и будешь здоров
Целью этой литературы было формирование научно-рационалистской картины мира: дать читателям базовые знания об устройстве организма, объяснить природу болезней и правила санитарии, гигиены и здорового образа жизни. Форматы: памятки, научно-популярные книги, истории в стихах. Нонфикшн при этом мог быть как научный, так и беллетризованный — с сюжетом и героями.
Источник: презентация Елены Казаковой и Ирины Сусловой
Запугивание: соблюдай правила или умрешь
Детская смерть — не табуированный сюжет, а веский аргумент в борьбе за соблюдение правил. Основные жанры — беллетризованные тексты нравоучительного характера с описаниями смертей и болезней.
Публичное порицание: соблюдай правила или будешь опозорен
Чистоплотность рассматривалась как пионерская добродетель и составляющая «морального облика». Для этой стратегии характерно жанровое разнообразие — карикатуры, инсценировки судов, разыгрывающих высмеивание и исключение из сообщества, «доски нерях», пьесы, игры, фельетоны и заметки. Стереотипные персонажи в этих жанрах — неряха = хулиган и двоечник, чистюля = паинька и отличница.
«Альтернативная, комплементарная или вообще не медицина? Неконвенциональные практики россиян в сфере здоровья»
Спикер: Ксения Ерицян, НИУ «Высшая школа экономики» — Санкт-Петербург
Ксения рассказала, как с точки зрения психологии объясняется вера людей в паранормальное и обращение к нетрадиционным с точки зрения современной медицины практикам лечения, и поделилась результатами совместных с коллегами исследований по теме.
Для своих исследований коллеги собрали количественные и качественные данные:
- онлайн опрос 1,5 тысяч россиян об опыте использования эзотерических услуг;
- полуструктурированные интервью с пользователями и провайдерами эзотерических услуг, а также пользователями гомеопатии и врачами-гомеопатами.
Согласно результатам опроса, чаще всего россияне обращались за помощью к «бабкам». Распределение остальных практик оказалось следующим:
Источник: презентация Ксении Ерицян
Неконвенциональные практики оказались для пользователей скорее дополнением к официальной медицине. На вероятность обращения к таким специалистам влияли мировоззрение, опыт окружения, особенности когнитивного функционирования — люди с более высоким уровнем паранормальных убеждений демонстрировали более низкие склонности к аналитическому когнитивному стилю мышления.
Конкурентными преимуществами неконвенциональных практик оказались их связь с холистическими представлениями о здоровье и готовность работать с теми проблемами и симптомами, которые не готова была разрешить конвенциональная медицина.
Ссылки на исследования Ксении и коллег:
Paranormal Beliefs and Analytic Cognitive Thinking Style within Different Age Groups
Фото: Ольга Зубова, Европейский университет в Санкт-Петербурге