Курс посвящен истории и актуальным практикам использования классической, ордерной формы в архитектуре современной эпохи – с начала 20 столетия по сей день. В разных странах и в разные исторические периоды архитекторы обращаются к ордеру с разными целями и различными результатами. Мы обсудим важнейшие течения, использующие язык классики, основные постройки, персоналии, стилистические, «языковые» особенности такой архитектуры, а также ее контексты – идеологические, социальные, политические, наконец, профессиональные. Кроме того, будет затронута история теоретического осмысления классической формы.
Даты проведения: 3,10,17 и 24 июня. 18:00-21:00 ауд. 208
Курс начинается с вводного модуля, посвященного ордеру как профессиональному инструменту архитектора, как формальной системе и «языку», а также основным началам классической архитектурной теории. Далее лекции строятся по географическому и хронологическому принципу.
Введение
- Ордер как тектоническая система и как геометрический инструмент архитектора. Традиция подхода к архитектурной форме как к знаковой системе. «Классический язык архитектуры».
- Антропоморфное начало в архитектуре и ордер. Архитектурная форма и вопросы визуальной убедительности: классика как риторика.
- Ордер в античности и конструирование ордера в эпоху Ренессанса. Ордер как постоянная реконструкция.
- Ордерная форма как профессиональная ценность. Концептуализация ордера в центральных текстах классической архитектурной теории: основные положения.
- Классическая традиция и архитектурные концепции модернистской эпохи: «от Леду до Корбюзье».
- Характерные изменения ордерного языка: упрощение, усложнение, характерные формальные и композиционные решения, новые материалы. Ордер в архитектурной практике и теории периода постмодернизма. Классическая форма как знак. Лидеры постмодернистской архитектуры.
Классика в русской архитектуре начала 20 века: от «изобретения Старого Петербурга» до неоклассического мейнстрима
- «Изобретение Петербурга» и новое открытие исторической архитектуры. Социальное vs художественное в восприятии отечественной классики.
- Языки дореволюционной неоклассики.
- Классика и вопросы национальной идентичности.
- Неоклассика в практике архитекторов начала столетия: «модернизм с колоннами». Автономность формы и функции. Жилье и коммерческая архитектура неоклассической эпохи, или Почему Советская власть легко прижилась в Москве.
- Неоклассика на бумаге: конкурсные и дипломные проекты. Case study: реконструкция Николаевского вокзала.
- Классический город: предреволюционная версия.
Классическая форма в архитектуре США
- Истоки: США как страна классической архитектуры.
- American Beaux-Arts architecture от Всемирной Колумбийской выставки 1893 года до сноса Пенсильванской станции.
- Работы компании «McKim, Mead and White».
- Классика в архитектуре общественных сооружений: вокзалы, музеи, публичные библиотеки, выставки.
- Архитектура власти: административные здания, суды, законодательные учреждения.
- Классика в архитектуре мемориалов.
- Классика в университетском строительстве США.
- Классические аллюзии в послевоенной архитектуре: Линкольн-центр.
Германия: от Беренса до Шпеера
- Модернизированная классика в Германии начала века. Особняки, церкви, промышленные здания. Г. Тессенов и его ученики.
- Модернизированная классика в немецких выставочных ансамблях начала века.
- П. Беренс, критика его работ и их влияние на траектории европейской русской и советской неоклассики, критика этого влияния.
- Неоклассическая традиция в нацистской архитектуре. Архитектурная политика в 3 рейхе и вопросы стиля. Модернисты в Германии нацистского периода.
- П.Л. Троост и реконструкция Мюнхена.
- Ансамбль партийных съездов в Нюрнберге.
- Проект реконструкции Берлина и реализованная застройка немецкой столицы.
- Западные и постсоветские исследователи о феномене «тоталитарной архитектуры» на примере нацистской Германии.
Архитектура фашистской Италии: разнообразие языков
- Предыстория: итальянская архитектура Belle Époque. Рим, Милан, Турин.
- Диверсификации языков архитектуры в Италии муссолиниевского периода. Рационалисты и неоклассики. Фашизм и модернизм. Художественная политика и идеология в Италии 1920-30-х годов. Источники и специфика архитектурного языка.
- Реконструкция Рима. Преобразования исторического города и их связь с традицией, новые ансамбли: университетский городок, Foro Mussolini, проект Mole Littoria.
- Конкурс на Палаццо Литторио.
- Ансамбль ЭУР.
- Ансамблевые проекты для существующих (Брешия, Генуя, Бергамо, Неаполь) и основание новых городов (на примере городов на территории Agro Pontino).
- Градостроительные аспекты колониальной политики Италии.
- Примеры разнообразия языков: М. Пьячентини, А. Бразини, Дж. Терраньи, И. Саббатини, А. Мадзони.
- Классическая форма в архитектуре разных жанров: Casa del fascio, почта, морская колония, железнодорожная станция.
Советская неоклассика
- Поворот к «освоению классического наследия» в СССР. Основные подходы к истории «сталинской классики» в исследовательской литературе.
- Конкурсы на Дворец Советов в Москве и Наркомтяжпром.
- Классическая архитектура для «модерного» общества. Московское метро. Языковое разнообразие «сталинской» архитектуры.
- Архитектурный дискурс эпохи «освоения наследия», идеологический и социальный контекст.
- Архитектура мемориальных проектов военного времени.
- Классическая традиция в послевоенной советской архитектуре: от московских высоток до реконструкции разрушенных городов. Палладианство в предреволюционной и советской архитектуре. Generic architecture.
- Классика для национальных республик.
- Архитектура для наружного и внутреннего употребления: выставочные павильоны СССР в Париже и Нью-Йорке и ансамбль ВСХВ-ВДНХ.
- История и теория зодчества в советской архитектурной науке 1930-50-х. Исследовательская и издательская программа Академии архитектуры и ее критика. Большие исторические проекты.
- Классицизирующая тенденция послесталинского модернизма.
«Нетоталитарная» классика
- Классическая форма в конкурсных проектах международных институций первой половины столетия: от Дворца мира в Гааге до Дворца наций в Женеве.
- Французская неоклассика 1910-1930-х годов. Огюст Перре и «железобетонный ордер». Новый Трокадеро и сооружения Парижской Всемирной выставки 1937 года.
- Классическая традиция в архитектуре Северных стран. Становление модернизированной классики в работах Э. Сааринена. Э.Г. Асплунд и его влияние на европейскую неоклассику.
- Ордерная форма в английской архитектуре: от «эдвардианского барокко» до Куинлана Терри.
- Классика в колониальной архитектуре. Проекты Эдвина Латьенса для Нью-Дели.