Первая часть выступления: https://youtu.be/nH5ifnL27lE
Вторая часть выступления: https://youtu.be/1_eXP-Qr7Yg
В новом мини-курсе архитектор, график и историк зодчества Максим Атаянц предлагает опыт «медленного чтения» классической архитектуры.
Сюжетом первых двух лекций стали центральные памятники античности – римский Пантеон (ПАНТЕОН: от целого к деталям и обратно) и афинский Парфенон (ПАРФЕНОН: архитектура, история, риторика). Третья лекция была посвящена «истокам и смыслу» коринфского ордера, его генезису, эволюции пропорциональных решений и начертания капителей, географии распространения (ИСТОКИ И СМЫСЛ КОРИНФСКОГО ОРДЕРА).
На очередном занятии этот разговор будет продолжен, а затем лектор обратится к анализу композитного ордера и вопросам его бытования в античности. Далее речь пойдет об истории нового освоения ордерной архитектуры в эпоху Возрождения.
15 сентября и на следующей лекции из осеннего цикла Максим Атаянц на примере построек и трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио исследует реконструкцию языка античной классики в Новое время. Как мастера Ренессанса с опорой на доступное им знание об античности создали новую архитектурную систему на основе наследия Древнего Рима? Как они разрешали проблему расхождения между Римом видимым и Римом подразумеваемым, книжным, между окружающими их постройками, археологическими данными – и сведениями, почерпнутыми из самого авторитетного источника, текста Витрувия. Какой именно Рим описывает Витрувий – и как зафиксированные им во второй половине 1 в. до н. э. представления, принципы, типы зданий определили восприятие античной архитектуры потомками?
Максим Борисович Атаянц в 1995 г. окончил архитектурный факультет Санкт-Петербургской Академии Художеств.
В 1998–2000 годах преподавал в римском Университете Сапиенца и в римском отделении Университета Нотр-Дам, с 2000 по 2006 годы – в Американской Школе в Швейцарии (Лугано).
С 2000 года читает историю античной архитектуры и теорию ордера в Академии Художеств.
Автор жилых комплексов в Подмосковье («Город набережных», «Опалиха-2», «Пятницкие кварталы»), олимпийского комплекса «Горки Город 960» и культурно-этнографического комплекса в Сочи–2014, концепции комплекса зданий Верховного и Высшего арбитражного судов РФ в Санкт-Петербурге (2013–16).
Лауреат международной премии «Мыс Цирцеи» (Premio Europeo Capo Circeo) 2016 года.
Графические работы М. Атаянца, посвященные классической архитектуре, выставлялись на Венецианской биеннале, в Риме, Лугано, Москве, Санкт-Петербурге.