Летняя школа: ИСЛАМ В РОССИИ III

 
25.04.2017
 
Факультет истории; История исламских народов в составе России

Статья опубликована на портале РЕАЛЬНОЕ ВРЕМЯ под названием: «Ислам в России III»: поиск новых горизонтов, 28 мая 2017 г. .

Колонка востоковеда Альфрида Бустанова о прошедшей летней школе Европейского университета «Ислам в России III»: поиск новых горизонтов.

Совсем недавно в Европейском университете в Санкт-Петербурге завершила работу наша летняя школа «Ислам в России». Благодаря поддержке Группы компаний «ТАИФ» и благотворительного фонда Зиявудина Магомедова «Пери», мы собираемся уже третий раз (до этого были в Казани и Махачкале). Уже сейчас ясно, что это мероприятие со своей историей и миссией. Расскажу о том и другом, и зачем это нужно.

Импорт из Амстердама

Идея с проведением летней школы родилась на улицах Амстердама, в Нидерландах. Несколько лет назад с моим другом Данисом Гараевым мы обсуждали перспективы исламоведения в России. Мы сошлись на мысли, что основной проблемой является отсутствие целенаправленной работы с молодыми людьми. Часто бывает так, что есть талантливые и интересующиеся ребята, но ими никто толком не занимается, и они уходят в другие сферы. Поэтому мы решили попробовать создать такую интеллектуальную площадку, на которой наши опытные коллеги могли бы найти себе учеников и затем неформально «вести» их по научной стезе. И чем раньше этот процесс начнется, тем лучше.

Изначально мы заложили несколько принципов летней школы. Во-первых, она должна ориентироваться на международные академические стандарты, поэтому без знания английского языка — никуда. Во-вторых, мы решили сделать школу мобильной, чтобы не только привлекать ребят из разных мест, но и активно задействовать имеющийся потенциал в регионах. В-третьих, это сочетание классических тем, связанных с изучением письменных памятников и проблем современности, а также разнообразие теоретических подходов. Следование этим принципам оправдывает себя: мы получаем хорошие отзывы от студентов, и уже видим успешных воспитанников летней школы со своими интересами и планами.

Ученый «звездопад» в Золотом зале

На этот раз в Петербурге собралась поистине звездная команда. Наши студенты приехали не только из городов России от Москвы до Иркутска, но и из ближнего зарубежья (Армения, Казахстан, Узбекистан). В Золотом зале Европейского университета на протяжении недели выступали наши коллеги, на чьих статьях и книгах уже выросло целое поколение студентов. Это наши постоянные сотрудники и друзья В.О. Бобровников и Ш.Ш. Шихалиев, а также С.М. Горшенина, И.А. Алексеев и Б.М. Бабаджанов, впервые присоединившиеся в этом сезоне. Адиб Халид, Сэмуэль Хирст и Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе провели семинары на английском языке об истории джадидов в Средней Азии и об имперском востоковедении. Большой удачей для нас стала возможность послушать лекцию выдающегося ираниста А.А. Иванова в Государственном Эрмитаже. Когда я был студентом, я не мог и мечтать о таких лекторах.

Первый день Летней школы был полностью посвящен изучению исламской культуры в Дагестане. Особо нужно отметить презентацию и обсуждение проектов Фонда Зиявудина Магомедова «Пери» по оцифровке письменного наследия мусульман в Махачкале и Дербенте. В Дагестане эта работа идет очень активно, там знают цену своему наследию: уже открыта реставрационная мастерская для дагестанских рукописей, ведется 3D оцифровка древних эпиграфических памятников. В Татарстане, увы, пока о подобного рода крупномасштабных проектах можно только мечтать и тихо завидовать дагестанским коллегам, сотрудничающим с профессионалами мирового класса.

Что в сухом остатке?

Спустя три сезона можно подводить предварительные итоги. Оправдала ли себя затея? Нужно ли продолжать? В целом уже сейчас я вижу первые плоды нашей работы. Ребята, которых мы собираем ежегодно на нашем форуме, активно общаются между собой, даже без нашего «научного» вмешательства. А ведь найти единомышленников — это большое дело. Я не скрываю, что летняя школа — это рекрутинг студентов на нашу магистерскую и аспирантскую программу по изучению российского ислама. Однако столь же значимым является и создание сообщества молодых исследователей, формально не связанных с нашим университетом, но разделяющих наши интересы и поддерживающих нашу исследовательскую парадигму. За три года у нас сложился «костяк» (core team) преподавателей и студентов из разных городов и даже стран. Я думаю, что так мы выйдем на что-то вроде научной школы, а это уже серьезное явление в академическом (и не только) пространстве.

Хорошо, в академическом плане со школой все ясно. Она нацелена на талантливых молодых ученых. Но какой от этого прок обществу? В чем социальная ответственность этих размышлений об исламской культуре? Я уверен, что в современном мире добросовестная компетенция в исламских делах стратегически важна. Даже если часть наших слушателей не пойдет в науку или не будет заниматься исламом, все равно в них уже будет заложено представление о многогранном и богатом опыте российских мусульман, не сводящемся к делению на черное и белое. Именно поэтому мы стараемся сочетать семинары в аудитории с экскурсиями в музеи и общением в мусульманской среде.

Университетское образование, в том числе наши научные и просветительские проекты, не обязательно дает профессию, но точно формируют мировоззрение. Бер күрешү — үзе бер гомер, а глубокое погружение в изучение ислама с лучшими в мире специалистами способно существенно повлиять на отношение к исламской культуре в России (и даже переломить его). Люди, понимающие роль ислама в нашем обществе, нам очень нужны. Будь они кабинетными учеными, пишущими авторитетные тексты, или представителями других специальностей, но объективно оценивающими значение исламской тематики в прошлом и настоящем нашей страны.

Справка

Альфрид Бустанов — профессор компании ТАИФ по истории исламских народов в России, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

Научная степень: доктор философии (Ph.D., Амстердамский университет).

Исследовательские интересы: история ислама в Северной Евразии, востоковедение в России и Советском Союзе, татарская история и литература.

С отличием окончил Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (факультет истории) в 2009 г. и аспирантуру на кафедре восточноевропейских исследований Амстердамского университета в 2013 г.

Автор пяти монографий на русском, татарском и английском языках и около 40 научных статей.

{gallery}news/2017/05_24i{/gallery}

 

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

ИСЛАМ В РОССИИ III: имперская политика и источники власти

Золотой зал

 

15 мая, понедельник

10.00. Олег Хархордин. Открытие школы

10.15. Альфрид Бустанов. Презентация ЕУСПб и программы по исламоведению

10.30. Полина Филиппова. Фонд Пери и проект «Кала-Корейш»

11.00. Махач Мусаев. Цифровые технологии в изучении арабской эпиграфики Дагестана

12.00. Обед

13.00. Шамиль Шихалиев. Частные архивы и цифровые технологии: опыт изучения коллекции Али Каяева (1878-1943)

14.30. Кофе-брейк

14.50 – 16.20. Владимир Бобровников. Частные и мечетные библиотеки Восточного и Западного Кавказа XVIII-XX вв. о знании и власти

16:20 – 16.30. Кофе-брейк

16:30 – 17.30. Екатерина Капустина. Антропологическое поле в Стране гор: особенности сбора сельской этнографии и новые темы исследования в городах (пример Дагестана)

 

16 мая, вторник

13.00 – 14-30. Игорь Алексеев. Система государственного регулирования ислама в Российской империи и ее эволюция

14.30 – 14.45. Кофе-брейк

14.45 – 16.15. Игорь Алексеев. Гаспринский и Остроумов: два проекта «русского мусульманства»

16.15 – 16.30. Кофе-брейк

16.30 – 18.00. Светлана Горшенина. Средняя или Центральная Азия? История формирования концепта и различные способы делимитации региона в современных исследованиях.

 

17 мая, среда

10.00 – 12.00. Шамиль Шихалиев. Мусульманское реформаторство в Дагестане в контексте имперской политики и раннего советского государства

12.00 – 13.00. Обед

13.00 – 14.30. Светлана Горшенина. Культурное наследие Туркестана как конструкция имперской колониальной администрации

14.30 – 14.45. Кофе-брейк.

14.45 – 16.15. Шамиль Шихалиев. Суфизм, власть и муфтият: дискуссии об исламе и религиозная политика советской власти на Северо-Восточном Кавказе  (1945-1990 гг.).

16.15 – 16.30. Кофе-брейк

16.30 – 18.00. Samuel Hirst. Soviet and Turkish Modernity in Comparative and Transnational Perspective.

 

18 мая, четверг

13.00 – 14.30. Светлана Горшенина. Культурное наследие Туркестана между революциями, гражданской войной и национальным размежеванием

14.30 – 14.45. Кофе-брейк.

14.45 – 16.15. Бахтияр Бабаджанов. Зийарат святынь как форма «альтернативного ислама» в эпоху атеизма

16.15 – 16.30. Кофе-брейк

16.30 – 18.00. Бахтияр Бабаджанов. «Нам нужен чистый ислам». Советские муфтии САДУМ против суфизма.

 

19 мая, пятница

10.00 – 12.00. Круглый стол по теме «Исламская власть и знание в неисламских государствах: опыт России XVIII-XXI вв.»

12.00 – 13.00. Обед

13.00 – 14.30. Владимир Бобровников. Исламские сети мусульман Кавказа, Поволжья и Османской империи в XIX - первой четверти ХХ в.

14.30 – 14.45. Кофе-брейк.

14.45 – 16.15. Бахтияр Бабаджанов. «Подношения будем использовать для укрепления ислама». Источники бюджета САДУМ.

16.15 – 16.30. Кофе-брейк

16.30 – 17.45. Данис Гараев. Новый имперский дискурс на постсоветском Северном Кавказе

17.45 – 18.00. Кофе-брейк

 

 

20 мая, суббота

10.00 – 12.00. Обсуждение студенческих проектов по группам
(Шихалиев, Бустанов// Бобровников, Гараев // Горшенина, Дородных)

12.00 – 13.00. Обед

13.00 – 14.30. Alfrid Bustanov. Let People Talk: Muslim Letter-Writing in Imperial Russia

14.30 – 14.45. Кофе-брейк

14.45 – 16.15. David Schimmelpenninck van der Oye. Islam in the Russian Mind

16.15 – 16.30. Кофе-брейк

16.30 – 18.00. Данис Гараев. Новый интеллектуал по-мусульмански: символы, контексты и их интерпретации

 

Информация о предыдущих летних школах в Казани и Махачкале:
http://kpfu.ru/imoiv/islam/letnyaya-shkola-39islam-v-rossii39-132003.html
https://realnoevremya.ru/articles/33236#comments