Геворг Аветикян. BFM.RU: Оман — островок стабильности в ближневосточном регионе

 
13.01.2020
 
Университет
 
Геворг Аветикян
 
Европейский в медиа

Руководитель Международных программ Европейского университета, востоковед Геворг Аветикян рассказал BFM.RU, как султану Омана, Кабусу бен Саиду Аль Саиду, удавалось сохранить нейтралитет во внешней политике. 11 января стало известно, что скончался султан Омана, правивший страной полвека. Кабус бен Саид Аль Саид умер в возрасте 79 лет. Он не имел детей, поэтому новым правителем Омана стал его двоюродный брат, министр наследия и культуры Хейсам бен Тарик Аль Саид. 

К власти Кабус бен Саид Аль Саид пришел в 1970 году путем бескровного дворцового переворота, свергнув своего отца. Он провел масштабные реформы. За счет нефтедолларов страна совершила настоящий рывок: в сфере образования, медицины и авиасообщения Оман — одно из самых передовых государств региона.

В самом Омане, а также в странах Ближнего Востока — Арабских Эмиратах, Катаре, Египте — в связи со смертью султана Кабуса объявили трехдневный траур.

Геворг Аветикян 
руководитель Международных программ Европейского университета, востоковед 

«В отличие от остальных соседних арабских монархий в Омане сумели поддержать нейтральные, а то и хорошие отношения практически со всеми соседями, в том числе и с Ираном. Оман сам инициировал переговоры, очень часто тайные переговоры между представителями США и Ирана. Они выступали в качестве посредников, которым все стороны доверяли. Даже практически, чтобы быть иногда подальше от глаз СМИ, например, они организовывали и помогали организовывать встречи у себя на территории — это вот одно. И другое — передавать сообщения и выступать с какими-то инициативами, которые, возможно, одна из конфликтующих сторон и продумала про себя, но не хотела быть первой. И в таких случаях тоже кто-нибудь из Омана — султан или министр иностранных дел — могли сами обратиться к иранцам, обратиться к США. Сказать, что давайте рассматривать такой сценарий. И вот новый, уже назначенный султан, он уже успел высказаться: заявил, что, естественно, будет продолжать политику его предшественника, в том числе и во внешнеполитическом направлении. Это еще раз дает, по крайней мере, надежду на то, что Оман и в дальнейшем продолжит играть вот такую роль посредника и островка стабильности в ближневосточном регионе».