Ксения Тенишева, директор программ по направлению «Социология» Школы вычислительных социальных наук Европейского, и Анна Козлова, заместитель директора программ по направлению «Прикладная информатика» Школы, помогли РБК.Трендам разобраться в теории мертвого интернета, сторонники которой считают, что живое общение в сети исчезло.
Вместо него, мол, появляются тексты, сгенерированные нейросетями, одинаковые комментарии, фальшивые аккаунты и боты, то есть имитация жизни. Сторонники этой теории считают, что все начало меняться примерно в 2016–2017 годах.
Приводим один из комментариев Ксении:
«Для меня это скорее яркая метафора. Ее нельзя назвать теорией заговора — обычно не предполагается, что за «вымиранием» интернета стоит чей-то конкретный злой умысел: мирового правительства, рептилоидов или страшных капиталистов.
Скорее, это алармистская идея, появившаяся из-за того, что пользователи начали наблюдать рост объема контента, сгенерированного не людьми. И их обеспокоенность кажется очень понятной и естественной. Интернет оказался очень быстро эволюционирующим пространством, он меняется, пожалуй, быстрее, чем мы успеваем к нему привыкнуть. И вдруг оказалось, что его меняем не только мы, но и какие-то искусственные боты, а теперь еще и генеративный искусственный интеллект».
И комментарий Анны:
«Как ни странно, я люблю теории — это отличный предмет для исследования, потому что даже если сама теория не обоснована, она все равно является хорошим маркером человеческого поведения, ожиданий, страхов и в целом отношения определенных групп людей к конкретным процессам.
И теория мертвого интернета — хороший пример: она может отражать, насколько значимым для многих является неконтролируемое ими изменение интернет-пространства. Это вообще история про то, как люди «живут в интернете» и как их «интернет-окружение» вписывается в их жизнь, и насколько хорошо разные целевые группы представляют, как устроены различные кластеры интернет-пространства.
Согласно теории мертвого интернета, "настоящий", "живой" интернет умер в 2016–2017 годах. Я не думаю, что это так, но эта тема определенно заслуживает внимания исследователей».