В период с 18 февраля по 5 марта 2015 года на факультете истории искусств Европейского университета состоялся цикл мастер-классов Евы Берар "Формирование образа «большого города» на рубеже XІX-XX веков. Санкт-Петербург – Европа".
Цикл лекций был посвящен тому, как строился, понимался и изображался город в эпоху промышленной революции? Цикл из пяти лекций и семинаров освещал эту тему на примере западно-европейских и русских "больших городов", которые рассматривались как составляющие одной сети. Особое внимание было уделено вопросам типологии художественных и функциональных изображений города, "низкой" и "высокой" культуре, пересечениям частного и публичного пространства.
Лекции цикла и их основные вопросы:
1. Городской разговор или места демократии.
Начиная с афинского полиса и его politikè и до буржуазной Öffentlichkeit (публичности), европейский город определяется как место свободного и ответственного слова, "серьезного разговора" граждан о предметах общественной важности. Город "семиотических коллизий" и разнообразие визуального восприятия. Образы "городского разговора": ХV в. и ХХ в.
2. Прямая линия или функциональный город буржуазии.
Пространственные и визуальные координаты «большого города» в барселонской "urbanización", парижских стройках префекта Османа, "архитектурном реализме" Отто Вагнера. Разрушение Парижа и modernity Шарля Бодлера. Венская Рингштрассе: архитектурные символы союза старой династии и молодой буржуазии. Всемирные выставки, функциональное и художественное изображение города.
3. Соблазн улицы
Почему города "прямой линии" стали не казармой, а столицей Оффенбаха и Штрауса? Деловая этика "прямой линии", общество масс и вторжение "салона" в пространство улицы. Вальтер Беньямин : "товарный фетишизм" капитализма как основа города "пассажей" и универсальных магазинов. Реклама, афиши, плакаты. Русская вывеска и авангард.
4. И "Мир Искусства" увидел город …
Европейская программа "Мира Искусства" и появление городского сюжета в русской живописи. Современность "Мира Искусства" и ретроспективность художественных изображений города. "Живописный Петербург" А. Н. Бенуа и Общество друзей Старого Петербурга: эволюция понятия "архитектурный памятник" в понятие "городского наследия". Европейское движение охраны старинных городов.
5. Культурная утопия: город-музей.
Воскрешение античного Рима и развалины архитектурной утопии : Дж.Б. Пиранези. Город совершенной формы и хорошего правления или город фрагментов. Эстетика власти и просвещения: "греческие проекты" начала XIX века и идея города-музея. Диалектика разрушительной модернизации и музейного сохранения городского наследия. Утопия Старого Петербурга.
Ева Берар (Ewa Berard), CNRS (Франция) – организатор семинара по истории русских и советских городов в École normale supérieure (Париж), стипендия Фернана Броделя в Европейском университете во Флоренции (2013). Автор книги "Pétersbourg impérial: Nicolas II, les arts et la ville". Paris, 2013 (русский перевод: НЛО, в печати); составитель сборников "Achitectures au-delà du Mur. Moscou-Varsovie-Berlin. 1989-2009" (P., 2010), "Город и горожане в России ХХ века" (совместно с А.Д. Марголисом, СПб., 2001), "Saint-Pétersbourg, une fenêtre sur la Russie. Ville, modernisation, modernité. 1900-1935" (P., 2000) (русская версия: СПб., 1997), организатор выставки "Saint-Petersbourg – Leningrad. 1900 – 1935 vu par ses peintres". Galerie Le Pont Neuf, Paris, 7/III – 7/IV 1997.
{gallery}art_history/materials/gallery/2015-02-18-berar{/gallery}