Майкл Арад. Создание Национального мемориала и музея жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года на Всемирный Торговый Центр. Открытый исследовательский семинар

 
21.03.2015
 
Школа искусств и культурного наследия

Видезапись лекции. Майкл Арад. Создание Национального мемориала и музея жертвам террористической атаки 11 сентября 2001 года на Всемирный Торговый Центр

3 декабря 2014 года в ЕУСПб в рамках Открытого исследовательского семинара факультета истории искусств, при поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге, с открытой лекцией выступил архитектор Майкл Арад, автор проекта мемориала жертвам терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Арад представил свою историю создания проекта: начиная с личного впечатления от увиденного в день трагедии с крыши собственного дома и заканчивая торжественной церемонией открытия мемориала в десятую годовщину теракта.

Названный "Отражение отсутствия" и призванный выразить чувство невосполнимой потери, мемориал представляет собой "пустоту, которой не суждено быть заполненной". Два резервуара, расположенных ниже уровня окружающей площади, – по одному на месте каждой из башен-близнецов – обнесены по периметру бронзовыми плитами с именами 2 983 жертв терактов: Национальный Мемориал 11 сентября посвящен не только погибшим во Всемирном Торговом Центре, но и жертвам атак на Пентагон, а также пассажирам захваченного лайнера, потерпевшего крушение в Пенсильвании. Из-под бронзового обрамления по периметру каждого из квадратных зияний льются тонкие струи воды и, соединяясь, каскадом падают с высоты 10 м, символизируя каждую из унесенных жизней и вместе с тем утрату общенационального масштаба. Концепция зияний, или пустот (voids) отсылает к идеям архитектора-деконструктивиста Даниэля Либескинда, воплощенным им в строении Еврейского музея в Берлине. Именно Либескинд был выбран автором генерального плана новой застройки территории вокруг бывшего Всемирного Торгового Центра, частью которого стал проект мемориала.

В своем выступлении Арад подробно остановился на каждом из этапов согласования с заказчиками первоначального дизайна мемориала, придуманного им еще до объявления конкурса. Так, например, согласно генеральному плану Либескинда, отведенная под проект зона должна была находиться ниже уровня окружающей застройки, что, по мысли Арада, противоречило идее общественного пространства, призванного объединять людей, переживающих общее чувство утраты. Вместе с тем, пространство мемориала должно было стать органичной частью повседневной жизни города, в котором люди живут, работают и отдыхают, а потому архитектор настоял, чтобы плаза – мемориальная площадка – оказалось на одном уровне с прилегающей застройкой, а на всей территории комплекса были высажены деревья.

Не менее важным для Арада стал вопрос о расположении на мемориальных плитах имен погибших. При выполнении этой задачи требовалось подчеркнуть значимость каждой человеческой жизни и в то же время отразить коллективную природу утраты. Решением стала разработанная Арадом концепция "значимого сопоставления" (meaningful adjacency), призванная отобразить множественные связи между жертвами теракта. И хотя сначала эта идея была отвергнута заказчиками как дорогостоящая и трудновыполнимая (ее реализация предполагала проведение масштабного анкетирования родственников погибших), а взамен были предложены варианты алфавитной организации имен жертв терактов и классификации по месту работы или месту смерти, авторам проекта удалось реализовать свой первоначальный замысел.

Конкурс на проектирование мемориала жертвам теракта 11 сентября 2001 г. был объявлен в 2003 г. корпорацией Lower Manhattan Development. В январе 2004 г. из восьми финалистов был выбран совместный проект Майкла Арада и ландшафтного архитектора Питера Уокера. Мемориал был официально открыт 11 сентября 2011 г., в десятую годовщину трагедии. Музей памяти жертв 11 сентября начал функционировать 21 мая 2014 г. Только за три первых месяца с момента открытия музея его посетило более миллиона человек.

Софья Абашева, Алина Новик

{gallery}art_history/materials/gallery/2014-12-03-arad{/gallery}