В журнале «Магазин Mag» вышло интервью с профессором факультета истории и научным руководителем Центра изучения культурной памяти и символической политики Алексеем Миллером, в котором он объяснил, почему в неофициальных речах президент В.В. Путин не поддерживает большевиков, но официально вынужден чтить их память, и рассказал, как РПЦ выиграла в борьбе с государством и другими структурами в вопросах сохранения памяти жертв политрепрессий.
Мы привыкли воспринимать снятие памятников как что-то экстремальное. На самом деле снятие памятников — самая стабильная форма развлечения человечества в области мемориальной культуры. Есть города, в которых почти ни один памятник не простоял весь XX век — власти менялись и свергали памятники.
Алексей Миллер отмечает, что можно переформулировать, поменять смыслы, но делать что-то с нуля в области символической политики очень сложно. Большевики пытались, но тоже потом что-то возвращали, при том что их революция проходила под лозунгом «Весь мир насилья мы разрушим до основанья… ». А здесь революция возвращения к нормальности, нет пафоса разрушения.
Материал доступен по ссылке.
Фото из личного архива Алексея Миллера