22 мая в 18:00 в рамках семинара по photography studies Школы искусств и культурного наследия состоится онлайн-выступление исследовательницы Анджелины Лусенто «Фактура бумаги: фотографические новации Елеазара Лангмана в контексте раннесоветской дискуссии о политике живописи и массового репродуцирования (1928–1938)».
В начале 1930-х годов московский авангардный художник Елеазар Лангман (1895–1940) отправился в Донбасс, чтобы создать фотосерию о повседневной жизни советских шахтеров. Альбом с этими снимками под названием «Социалистический Донбасс» был напечатан широким тиражом в том же издательстве, которое выпускало еженедельный иллюстрированный журнал «Огонек». Лангман снискал славу благодаря работам, на которых в оригинальной манере изображалось социалистическое тело в труде и в отдыхе. А «Социалистический Донбасс» считается его самой значимой и наиболее широко известной напечатанной работой. Уникальная авангардная фотография Елеазара Лангмана уже удостоилась внимания современных исследователей, однако до сих пор за пределами их интереса оставался вопрос о том, какую роль материальность бумаги играла в создании как одиночных фотоотпечатков, так и тех изображений, которые расходились большим тиражом в фотокнигах и периодических изданиях. В докладе будет представлен анализ фотосерии «Социалистический Донбасс», будет показано, что Лангман уделял особое внимание бумажной основе — на этом и строилась авторская авангардная эстетика, которая позволяла ему выражать чувственный опыт человеческого тела, пожалуй, в более яркой и современной манере, чем это делали его товарищи по ремеслу.
Для участия в семинаре желательно ознакомиться со статьей “Photography’s New Materiality?” на сайте: Photography’s New Materiality? | Photoworks
Мероприятие состоится онлайн. Для участия зарегистрируйтесь на Timepad. Доклад будет прочитан на английском языке; докладчица сможет ответить на вопросы на русском языке.
Анджелина Лусенто — доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ, Москва. Получила образование в области социальной истории искусства, в настоящее время изучает историю живописи и фотографии в глобальной перспективе, и в особенности — вклад художников из СССР в ее развитие. Ее исследование в разные годы получало поддержку Американского совета научных сообществ, Исследовательского института Гетти. Статьи публиковались в журналах: “Cahiers du Monde russe”, “Performance Research”, “The Russian Review”, “Kritika”, на сайте caa.reviews. В настоящее время работает над своей первой книгой “The Socialist Surface: Painting as the Source of Soviet Media Culture, 1918–1941”.
Изображение: Соц. Донбасс. М.: изд. «Огонька». 1938. С. 19.