Онлайн-лаборатория «Прожито»: дневник участника Зимней войны (1939–1940)

Добавить в календарь 2021-03-16 19:00:00 2024-04-20 05:26:52 Онлайн-лаборатория «Прожито»: дневник участника Зимней войны (1939–1940) Description Онлайн Центр «Прожито» info@eusp.org Europe/Moscow public
Дата:
16.03.2021
Время:
19:00
Зал:
Онлайн
Организатор:
Центр «Прожито»

16  марта в 19:00 в Zoom состоится очередная лаборатория «Прожито». На ежемесячных встречах мы работаем с рукописью одного дневника — расшифровываем ее, готовим к публикации, обсуждаем. В феврале нашим героем будет Александр Кутузов (1912–1944) — учитель, а затем литературный сотрудник газеты «Красный Север».

Дневники Александра Кутузова — лишь часть его документального наследия, бережно сохраненного семьей: с фронта он написал более трех сотен писем, и они, по-видимому, в каком-то отношении заменяют дневник, обрывающийся на записи от 11 августа 1941 года.

Кутузов родился в деревне, окончил «девятилетку», учился дальше, затем сам учительствовал. После службы в армии начал работать в газете «Красный Север», вскоре стал в газете заведующим промышленным отделом. За шесть довоенных лет в учительской семье Александра Евграфовича Кутузова и его жены Марии Васильевны родились трое детей: от этой большой семьи — от жены, матери, детей — уходил Кутузов сначала на «белофинскую» войну, а потом — на Вторую мировую.

Дневники, с которыми предстоит работать участникам лаборатории, Кутузов вел во время так называемой Зимней войны (1939–1940). Это четыре прежде не публиковавшиеся тетради. В первой тетради — записи, сделанные в Лодейном Поле, начинается она с описания мобилизации и прощания с родными в ноябре 1939 года. Три другие тетради Александр Кутузов вел на протяжении нескольких следующих месяцев, последние записи сделаны уже после окончания кампании — весной 1940-го в разрушенной Сортавале…

…уселись на крыльцо, провожая шутками прохожих. Вот, например, идут с чемоданами красноармеец и женщина, только что с поезда. Она с любопытством все осматриваем и недоумевающе спрашивает:

— Почему же этот дом не сгорел? Всего разворотило, а не загорелся?

Красноармеец только снисходительно улыбнулся. За него ответил я:

— Холодно зимой было, гражданочка. Бомба пока летит, замерзнет.

Хохот раскатился на целый квартал. В это время из-за угла появился военный, с книгой в руках. Не замечая нас он шагал, устремив свой взгляд куда-то вперед.

— Ха-ха-ха, — заржал Зернов. Смотрите, с ночевки идет! То был Высотин. Сел с нами на каменную ступеньку крыльца. Вскоре он трубным голосом декламировал «Пара пароходов».

Все это невольно напомнило мне известные из романов серенады, которыми угощали ловеласы времен Людовика XVI своих возлюбленных. Только мы сидели на крыльце необитаемого дома.

Чтобы принять участие в лаборатории, необходимо зарегистрироваться на Timepad. На указанный при регистрации адрес электронной почты вам придет ссылка на конференцию.

 

Регистрация