Лекция посвящена представителям одного из наиболее радикальных старообрядческих толков — Истинно-православным христианам странствующим, также известным как странники, бегуны или подпольники. Странники верили (и по-прежнему верят), что в середине XVII века в результате канонических и литургических реформ русской православной церкви был запущен эсхатологический процесс, а на земле воцарился невидимый, но всепроникающий антихрист, пребывающий во власти до сегодняшнего дня.
В подобной апокалиптической ситуации истинно православному христианину не остается другого выбора, кроме последовательного бегства от мира. Дабы сберечь свою душу он не должен владеть имуществом, вступать в брак и — что самое важное — соприкасаться с испорченным миром, а тем более с главным агентом антихриста на земле — государством.
Тем страннее было обнаружить, что в исследуемый период (т. е. период активной позднеимперской, раннесоветской и сталинистской модернизации) странники не только не радикализировались в своих апокалиптических воззрениях, но, напротив, энергично нашли себя в капиталистической деятельности, были одними из пионеров советской сельскохозяйственной кооперации, а некоторые из них даже встроились в репрессивный механизм сталинистского террора. Этот парадоксальное несовпадение идеологии странников и их практик стало основным исследовательским интересом докладчика. На лекции он попытается дать ответ на вопрос: как вышло так, что носители самого пессимистичного эсхатологического мировоззрения среди многих других русских религиозных диссидентов не потерялись в вихре трансформаций политических и социальных режимов поздней Российской империи и раннего советского государства, а, напротив, раз за разом находили в нем подходящее для себя место?
Лектор — Игорь Кузинер, PhD in history, старший преподаватель департамента истории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург).
Мероприятие состоится очно. Вход свободный.