Во вторник 20 декабря пройдет очередная встреча Открытого исследовательского семинара Школы искусств и культурного наследия. Лекцию «Петербург Михаила Махаева» прочитает Юлия Ходько, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея.
Парадный облик Петербурга елизаветинского времени известен нам исключительно по произведениям Михаила Махаева (1717–1770) — крупнейшего мастера видового рисунка XVIII столетия. Исполненные Махаевым с натуры городские пейзажи легли в основу серии большеформатных гравюр, над которыми трудились лучшие столичные мастера. В них был воплощен идеальный образ центра империи — совершенного города на землях, завоеванных Петром I, и отстроенном во всем великолепии его державной дочерью Елизаветой.
Впервые в истории русского искусства, строго следуя правилам перспективной науки, художник изобразил городское пространство во всем его иллюзорном правдоподобии. Перспектива помогала овеществить то, чего в натуре еще не существовало. Благодаря ей незавершенный архитектурный проект превращался на бумаге в реальность. Она делала мысль видимой, идея обретала плоть и место в пространстве.
Так перспектива становилась в ряд инструментов убеждения, которыми пользовалась одна из самых риторических эпох в истории культуры. Виды Петербурга по рисункам Махаева, получившие самое широкое распространение по всей империи и за ее пределами, формировали у современников правильный образ российской столицы и российского государства, процветающих под властью совершенного монарха.
Мероприятие состоится очно. Для участия необходима регистрация на Timepad.
Изображение: Вид по реке Фонтанке от Грота. Г. А. Качалов по рисунку М. И. Махаева. Бумага, гравюра резцом, акварель. 1753. Источник: Государственный Эрмитаж