Говорящий художник

Организатор:
Школа искусств и культурного наследия
Дата начала проекта:
2006-04-19
Дата завершения проекта:
2006-05-18

artist talkАктуально ли российское актуальное искусство? Способно ли оно предложить общественно значимую повестку дня, как это удалось предшественникам – передвижникам, "Миру искусства", – как это сделали авангардисты? Или ему так и предстоит существовать в замкнутом кругу посвященных – художников, кураторов, экспертов, арт-критиков? Обитать, словно в резервации, не смешиваясь с обществом?

Собрав в одной аудитории художников, искусствоведов, социологов, философов, мы вновь задаемся вечными вопросами об отношении между искусством и жизнью. Как происходящие сегодня изменения в социальном контексте могут отразиться на художественной сфере? Как скажутся на ней кризис и сокращение арт-рынка? Кто был и кто станет заказчиками и потребителями contemporary art? Как формируется общественный спрос на актуальное искусство? Можно ли в него инвестировать и как?

Целью прошедших встреч стало создание нейтральной территории для анализа современного искусства, объединяющей художников и ученых. В рамках прошедших встреч ведущие арт-деятели Москвы и Сакнт-Петербурга представили свое видение актуальных художественных проблем. В проекте приняли участие Дмитрий Гутов, Олег Кулик, Виктор Мизиано. Каждый гость размышлял об общих проблемах и предлагал способы их решения, исходя из собственной методологической перспективы и художественного/кураторского опыта.

Выступление Дмитрия Гутова. 19 марта 2009 г.

gutov

Русское актуальное искусство, связанное с нонконформизмом советской эпохи, состоялось: оно представлено на мировой и национальной художественной сценах, имеет своих героев, узнаваемых в медиапространстве, порождает сенсации и скандалы. В то же время, оно функционирует как относительно замкнутая система, сторонний взгляд на которую возвращает наблюдателя к набившим оскомину вопросам: есть ли основа для диалога общества и актуального искусства, насколько актуальный художник действительно стремится воздействовать на внехудожественный контекст, где пролегают (и насколько стабильны) границы художественных практик и «жизни»?

Художники 1990-2000-х экспериментировали с сообществом, пытались его переконструировать, по-новому проводя границу между искусством и жизнью. Но почему в любом случае эффект оставался богемно-маргинальным? Почему основной потребитель подобных акций - на Западе, а не в нашей  стране?

Вопросы, еще недавно казавшиеся схоластическими, приобретают остроту в разгар кризиса, когда, с одной стороны, начинает сокращаться арт-рынок, а с другой как внешне бесцельная, так и открыто ангажированная деятельность актуальных художников неизбежно будет вызывать более острую реакцию различных общественных групп.

Эти вопросы требуют не злободневно-политического подхода: дискуссия в таком ключе мгновенно приобретает публицистический характер. Нужна «методологическая перезагрузка». Общественные амбиции актуального искусства неизбежно ставят вопросы: что искусство дает социологии и теории повседневной жизни, и что они могут дать современному искусству?

Следует вспомнить, что системный кризис 1970-х годов превратил социальную историю искусства в Великобритании и США в одну из центральных искусствоведческих методологий современности, нашедших опору в актуальных художественных движениях.

Актуальное искусство вписано в интернациональный контекст и, как кажется, только в нем и может функционировать – рассчитывая как на "понимание", так и на "приобретение". Не оказалось ли оно при этом частью гламурной симуляции "современности" России (или демонстративной анти-модерности, как о том могут свидетельствовать итоги последней премии Кандинского)? Следует понять, какие общественные группы оказываются заказчиками и потребителями актуального искусства в сегодняшней России, какие могут в перспективе стать ими. Пора, наконец, посмотреть "назад" и "внутрь", чтобы понять, как опыт отечественного contemporary art соотносится с главными русскими художественными проектами прошлого: передвижничеством, "Миром искусства" и авангардом? Соотносится не в смысле преемственности "языка" (такая преемственность далеко не всегда очевидна), а в области социальной – в способах выстраивания дискурса, создания публики и превращения своей художественной повестки дня в "национальную". Опыты успешного решения этих задач русское искусство знает.

Краткая биография: Дмитрий Гутов закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Академия Художеств) в Санкт-Петербурге, факультет теории и истории искусств. Теоретик и практик современного искусства, автор более 20 работ, посвященных как современным процессам искусства, так и его истории. Организатор и идеолог "Института Лифшица" - центра исследования наследия крупнейшего советского эстетика-марксиста М.А.Лифшица. Автор многочисленных живописных, видео- и фоторабот. Номинант на премию Василия Кандинского в категории "Проект года", 2008 г.

Участник индивидуальных и групповых выставок и арт-проектов:
Выставка "Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным. 1926-1936 годы", Москва (2008), Проект "Верю", Винзавод, Москва (2007) Выставка "Оттепель", приуроченная к 15-летию галереи Марата Гельмана, Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный дворец, Санкт-Петербург (2007), Выставка Documenta, Кассель (2007) Выставка "Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение", Галерея Марата Гельмана Москва, (2006), "9000 километров" (Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2006), "8 1/2. Художники начала века: видеоарт",  галерея WAM, Москва (2005), "Я чужой на этом празднике жизни", галерея "Файн Арт", Москва (2003), Проект "Память тела (Нижнее белье советской эпохи)", Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург (2000), Проект "Искусство против географии", Государственный Русский музей, Галерея Марата Гельмана, Мраморный дворец, Санкт-Петербург (2000)

Выступление Олега Кулика. 27 апреля 2009 г.

oleg kulik

 

Выступление Виктора Мизиано. 18 мая 2009 г.

miziano

Виктор Мизиано - канд. иск., основатель и главный редактор "Художественного журнала" (Москва) и "Manifesta Journal. Journal of Contemporary Curatorship" (Amsterdam). Главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995, 2003, 2005 гг. Лауреат премии в области современного искусства "Инновация" в категории "Лучший кураторский проект" за выставку "Искусство Центральной Азии. Актуальный архив" (2007). Автор монографий и многочисленных статей. Куратор проектов и выставок: "Искусство стран Центральной Азии. Актуальный архив", павильон стран Центральной Азии, Венецианская биеннале (Италия., 2005); "Москва-Берлин. 1950-2000" (ГИМ, Москва, 2004); "Возвращение художника", павильон РФ, Венецианская биеннале (Италия, 2003); "Русское безумие", Биеннале в Валенсии (Испания, 2001); "Другая половина Европы" (Национальная галерея Jeu de Paume, Париж, 2000); "... Разум - это такая вещь, которую мир должен обрести, хочет он того или нет...", павильон РФ, Венецианская биеннале (Италия, 1995); "Identity-Selfhood" (Ateneum,Museum of Contemporary Art, Хельсинки, 1993—1994); "Культурные различия: производство шедевра", III Биеннале в Стамбуле (Турция, 1992); "Les Liaisons Dangereuses" (ЦСИ, Москва, 1992).