Кира Владимировна Долинина

Доцент, Факультет истории искусств
Академическая биография

Родилась в 1969 году в Санкт-Петербурге в известной петербургской гуманитарной семье Гуковских-Долининых, правнучка Григория Александровича Гуковского. Замужем. Имеет двух сыновей. В 1993 году окончила исторический факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Своими учителями считает Ивана Дмитриевича Чечота и Эме Браун-Прайс (Нью-Йорк). В 1996-м окончила аспирантуру Российского института истории искусств (Зубовского). С 1993 года по настоящее время работает художественным критиком и обозревателем Издательского Дома "КоммерсантЪ". В 1999-м участвовала в разработке программы Факультета истории искусств ЕУСПб, с 2000-го - по настоящее время преподает на этом факультете. Выступала и работала как приглашенный лектор и исследователь в Университете Южной Калифорнии (2000-2001), в Музее Ван Гога, Амстердам (2002-2003), в Clark Art Institute, Массачусетс (2003), в ИВГИ РГГУ (2004), в Институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", Москва (2011), СПбГУ (2011), факультете истории искусств РГГУ (2014), Goethe Institute в Санкт-Петербурге (2014) и многих других. В последние годы востребована как лектор и публичный гуманитарий, участник публичных дискуссий на темы истории искусства, музейной политики, образования, благотворительности.

 

Некоторые интервью:

- Манифеста в Петербурге // Интервью от участников Образовательной программы Уральской индустриальной биеннале современного искусства, https://www.youtube.com/watch?v=xLwYQYSMe5I

 

- «Только кажется, что ткнуть в «Олимпию» палкой — это дикость». Кира Долинина — о главных картинах французского искусства второй половины XIX века // Masters Journal, http://journal.masters-project.ru/tolko-kazhetsya-chto-tknut-v-olimpiyu-palkoj-eto-dikost/

 

- «Чем глубже застой, тем больше в фильмах условного Левитана». Беседу ведет Ирина Мак // Лехаим. 5 октября 2018. https://lechaim.ru/events/chem-glubzhe-zastoj-tem-bolshe-v-filmah-uslovnogo-levitana/

Избранные публикации

Научные статьи

Книги

Глава в коллективной монографии

Тезисы докладов и материалы конференций

  • 2018 Собрание Михаила Гробмана (Тель-Авив) и перспективы исследования истории «Второго русского авангарда» в эпоху оцифрованных архивов // Русское искусство второй половины ХХ- начала XXI вв.». Тезисы докладов. СПб, 2018. С.32.

Редактирование

Каталог выставок

Рецензии

Публикации источников

  • 2013 «Единственно важное научное дело». Об одном письме Григория Гуковского [в соавторстве с Романом Григорьевым] // (НЕ)МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ или Allegro affettuoso: Сборник статей к 65-летию Бориса Ароновича Каца. CПб,: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. C. 612-620.

Сборники трудов

Онлайн-лекции и выступления
Научное руководство
  • 2021 ВЫСТАВКИ ВОКСА 1925-1929 ГОДОВ: К ПРОБЛЕМЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ЗА РУБЕЖОМ
  • 2021 Риторика советских киноплакатов для отечественной и зарубежной рекламы в эпоху перестройки (1986–1991)
  • 2020 «Практики частного коллекционирования в России рубежа XIX – XX веков. Случай кн. Владимира Николаевича Аргутинского-Долгорукова (1874 - 1941)»
  • 2020 "Надписи в работах арабских художников как способ конструирования идентичности"
  • 2016 Лианозовская группа как неформальное художественное объединение (конец 1950-х – середина 1970-х годов)
  • 2016 ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРАЖА НА МАТЕРИАЛЕ КИНОХРОНИКИ: 1900-1920-Е ГГ.
  • 2016 РЕЦЕПЦИЯ ПИКТОРИАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ В РОССИИ В 1890-1910 ГОДАХ
  • 2016 Проблемы документации в современном российском перформансе
  • 2015 Рецепция выставочной практики Эля Лисицкого: особенности презентации современного искусства в 1920–30-е гг.
  • 2014 «Светящиеся тексты» Брюса Наумана и Дженни Хольцер: к проблеме взаимодействия искусства и технологий
  • 2014 «ПРОЛЕТАРСКОЕ КИНО» В ПРЕССЕ НЕМЕЦКОГО РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ 1920-Х ГОДОВ: К ВОПРОСУ О КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ФОРМЕ И ФУНКЦИИ ФИЛЬМА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ
  • 2014 «Детский» изобразительный язык в книге для детей 1920-х годов: случай Иссахара Бера Рыбака
  • 2013 Конструирование понятия «еврейское искусство» в русскоязычной художественной критике (1880-1920)
  • 2012 Клемент Гринберг и историческая апология модернизма
  • 2011 Дискуссия о плакате в советской печати 1920-1932 гг.
  • 2011 Религиозная живопись В.М. Васнецова и М.В. Нестерова в контексте Товарищества передвижных художественных выставок
  • 2011 "Французская живопись в критике журнала "Мира искусства". Особенности языка описания"
  • 2006 К проблеме взаимодействия французской живописи начала XIX века и фотографии
  • 2004 ‘Товарищество передвижных художественных выставок: социо-культурные аспекты становления художественной институции европейского типа’.
  • 2003 «Александр Рубцов: русский художник Французского Туниса»
  • 2002 Бронислава Нижинская и украинский авангард 1910-начала 1920-х годов