От "онтологической безопасности" государства к политике "управления одиночеством" (на примере образов современного российского кино)

 
08.05.2021
 
Центр «Res Publica»
 
Сергей Акопов

14 апреля на регулярном семинаре центра выступил доктор политических наук, профессор департамента политологии и международных отношений НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург Сергей Акопов с докладом "От "онтологической безопасности" государства к политике "управления одиночеством" (на примере образов современного российского кино)".

Согласно теории «онтологической безопасности», помимо физической безопасности государства заботятся об устойчивости своего субъективного самоощущения, о сохранении своей «самости» (self), как во внутренней политике, так и на мировой арене. Стремление к онтологической безопасности может достигаться через выстраивание коллективных представлений об определенной макрополитической государственной идентичности, что позволяет снизить уровень «тревоги» (anxiety) и сделать восприятие мира более предсказуемым и упорядоченным. Последнее часто достигается через распространение определенных политических нарративов и их рутинизацию в соответствующих перформативных практиках. 
Автор полагает, что одним из способов обеспечения онтологической безопасности государства может являться определенная модель политики «управления одиночеством». Для осмысления специфики этой модели и разных типов «одиночеств» можно опереться не только на существующие разработки в западной политической теории, но и на идеи российских философов экзистенциального направления. Можно также предположить, что одним из важных элементов «вертикальной» политики управления одиночеством является процесс человеческой «субъективации» и «(само)объективации», с помощью которых достигается идеологическая легитимация того или иного нарратива идентичности. Формы и результаты подобного превращения «политики» в «полицию» могут быть различными (социальная изоляция, атомизация, овеществление, отчуждение, тоска и др.). Анализ таких форм может быть осуществлен (и проиллюстрирован) с помощью образов современного российского кинематографа.