Ольга Бычкова опубликовала на РБК колонку о взаимоотношениях фундаментальных и прикладных исследований в России

 
26.08.2021
 
Факультет социологии; Центр исследований науки и технологий
 
Ольга Викторовна Бычкова
 
Европейский в медиа

Ольга Бычкова, доцент факультета социологии и руководитель Центра STS ЕУСПб опубликовала колонку о финансировании науки в России и взаимоотношении фундаментальных и прикладных исследований в рубрике «Тренды» на РБК. 

Автор отмечает, что в России начиная с 2000-х годов расходы на науку постепенно растут. Так, еще в 2010 году расходы на фундаментальные исследования из федерального бюджета составляли  82,2 млрд рублей, а к 2019 —  уже 252,2 млрд рублей. Тем не менее получить деньги на исследование не так-то просто. Для получения финансирования от Российского научного фонда нужно пройти сложную систему отбора. 

Кроме того, одна из российских особенностей — явный перекос в финансировании науки в сторону государственного сектора. «У нас около 60% средств на всю науку — и прикладную, и фундаментальную — это деньги госбюджета. В США эта доля составляет максимум 23%, в которые входит NSF [National Science Foundation]. Большую часть дает предпринимательский сектор».

Другая проблема, которая актуальна при разговоре о естественных науках, — нехватка современного оборудования, даже в столичных городах как Москва и Петербурга. И эта проблема будет только нарастать. 

Значительное внимание автор материала уделяет вопросу, зачем же бизнесу нужна наука, а также распределению средств между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками. Как должны распределяться средства на разные типы исследований и почему в России не получается нарастить финансирование науки со стороны рынка? 

 

Около десяти лет назад мы делали исследование для «Роснано» и пытались выяснить, почему в России так много гениальных изобретателей, но товаров российского производства при этом мало. Результаты представлены в книге «Фантастические миры российского хайтека». Мы взяли для сравнения еще три страны и сфокусировались на культурных факторах, на том, что делают разработчики в повседневности на своих инновационных предприятиях и почему у них не получается вывести условный прототип на рынок.

Оказалось, что стартапы зачастую создают профессора и ученые из университетов. Это очень своеобразные технологические предприниматели.

Большинство из них вообще не ставят деньги во главу угла. Главное для них — чтобы та штука, которую они придумали, работала. Вторая по важности мотивация — это желание изменить мир с помощью своих изобретений. И только на третьем месте — деньги. Стоукс сказал бы, что они все застряли в секторе Бора и лишь иногда заглядывали в гости к Пастеру. Они считают, что их задача — создать знание, которое теоретически когда-нибудь можно перевести в прикладной проект. Но заниматься этим должен кто-то другой.
 

Полная версия материала доступна на РБК.Тренды.

Фото: Unsplash