15 февраля 2023 года в рамках научно-исследовательского семинара ИЦ Res Publica с докладом «О невыносимости правды» выступил политический философ и социолог Григорий Юдин (МВШСЭН).
Отправной точкой и лейтмотивом всего разговора послужило классическое, ещё со времён платоновского мифа о пещере, напряжение между истиной и политикой, только обострившееся в последнее время — в эпоху популизма, пост-правды и «информационных пузырей» в социальных медиа. С точки зрения Григория Юдина, даже самая очевидная ложь стала политически эффективной из-за страха: страха враждебности масс по отношению к истине, страха раскола в публичной сфере и страха перед манипулятивным потенциалом современных технологий.
Реконструировав мысль Габриэля Тарда, докладчик рассказал о том, как французский социолог понимал толпу и публику, а также то, какую роль в формировании последней играют медиа — как, например, общий опыт чтения газет во времена Тарда. У читателей формировалась эмоциональная связь с конкретной газетой, а потому даже транслируемая в такой прессе ложь становилась не просто нескорректированным ложным верованием, но верованием, заряженным определённым сигналом и эмоциями.
Затем Григорий Юдин вернулся к аргументам Ханны Арендт о противостоянии истины и политики. По мнению Арендт, истина враждебна политике, она словно тиран навязывает себя сообществу, является в каком-то смысле анти-политической. Такой вид истины перекрывает политическое воображение и возможность действия, а потому ложь, как кажется, может стать бунтом за возврат себе утраченной свободы. В этом смысле это не столько отвержение самой истины, но выражение своей невозможности примириться и жить с ней.
Третьим важным для доклада автором стал Люк Болтански, писавший о параноидальном сознании, которое, в условиях отсутствия потенциала политического действия, приводит к цинизму, рессентименту, а затем иногда паранойе — сочетанию невозможности изменения реальности и, в то же время, необходимости эту реальность как-то объяснить. Это ведёт к нигилизму и атаке на истину как таковую, требованию изгнать истину из политики.
Таким образом, агрессивная защита истины приводит к её ещё большему отторжению. Главная проблема, как отметил докладчик, здесь состоит в потере общего мира, который нельзя восстановить навязыванием истины — а потому внимание к аффективной стороне действия могло бы быть более продуктивным.
Анастасия Габузова
Михаил Куренков
Андрей Денисов
Фото Unsplash