Интервью с аспиранткой: Людмила Рудакова изучает неравенство в образовании

 
12.10.2021
 
Факультет социологии
 
Людмила Михайловна Рудакова
 
Истории аспирантов и выпускников

Время от времени мы рассказываем вам об интересных проектах и людях нашего факультета. Сегодня мы публикуем рассказ аспирантки нашего факультета Людмилы Рудаковой о своих научных интересах и исследовании, которым она занимается в Европейском.

Людмила: 

Свой путь в мир социологии я начала на факультете социологии московской Вышки. К 4 курсу бакалавриата моим основным исследовательским интересом было неравенство в образовании, и в рамках этой области я писала свою дипломную работу. Тогда меня интересовали образовательные стратегии учеников российских школ после окончания 9 класса: почему кто-то идет в старшую школу и потом поступает в вуз, а кто-то после 9-го уходит в колледж. В своем исследовании я пришла к выводу, что намерение поступать в 10 класс определяется успеваемостью ученика и намерениями его одноклассников идти в старшую школу. Если говорить о намерении поступать в вуз, здесь важным фактором является наличие у отца школьника высшего образования.

В магистратуре я немного изменила свой фокус исследования и сосредоточилась уже на данных по взрослому населению. Меня интересовал вопрос, как связан уровень компетенций и доход. Для этого я использовала данные международного исследования компетенций взрослых (PIAAC). В модели моего исследования сравнивались такие компетенции как грамотность, знание математики, а также навыки работы с информацией (problem solving). Интересным результатом в данном исследовании стало то, что в России связь между доходом и компетенциями значительно меньше, чем в ряде европейских стран.

После магистратуры я решила взять gap year перед поступлением в аспирантуру, однако вместо одного года получилось целых три. Все это время я работала в качестве аналитика данных: два года в российской компании и один год в международной. Могу честно признаться, что после такого продолжительного отсутствия в студенческой или даже академической среде было немного волнительно возвращаться: например, я понимала, что мне будет сложнее конкурировать с теми ребятами, которые только-только выпустились из магистратуры. Кстати, в том числе переживала и из-за возраста – думала, что буду старше всех (смеется), но, оказавшись, в ЕУ, я поняла, что здесь абсолютно не важно, сколько тебе лет – это уникально экологичная атмосфера, где нет вообще никакой расовой, гендерной, возрастной или иной дискриминации. Эти ценности здесь не просто декларируются, но успешно соблюдаются благодаря грамотно выстроенной горизонтальной системе коммуникации. И на самом деле это правда очень важно для всех, потому что создает максимально комфортную среду для образовательного и исследовательского процессов.

Кроме комфортной академической среды, для меня было очень важно, кто будет мой научный руководитель, когда я выбирала программу для аспирантуры. Я очень хотела писать диссертацию под руководством Михаила Соколова, поэтому я была очень рада, что удалось реализовать эту возможность.

В аспирантуре я продолжаю работать с теми же данными, с которыми когда-то работала в бакалавриате. Это лонгитюдное количественное исследование «Траектории в образовании и профессии», проводимое Центром социологии культуры в Институте образования НИУ ВШЭ. Данные уникальны тем, что они охватывают период жизни учащихся с 15-16 до 22-23 лет, что позволяет отследить их образовательные стратегии и даже увидеть, кем работают или хотят работать участники исследования. Это одно из самых крупных исследований неравенства в образовании в России, и я очень рада, что мне удалось работать с этими данными.

Сейчас я решила сосредоточиться на изучении горизонтальной стратификации учащихся в колледжах и вузах: на каком факультете они учатся, коммерческая или бюджетная форма обучения, очная или заочная и от каких факторов это зависит. Если говорить в целом, хочется посмотреть, чем отличаются между собой, например, учащиеся разных факультетов и форм обучения – есть ли какие-то закономерности, прослеживаемые во всех вузах.

Также еще одной идеей, более прикладной, мне видится создание карты, на которой будет отражена образовательная миграция. Эта идея родилась, когда я посетила один из семинаров ЕУ по геоданным, на котором приглашенные спикеры рассказывали о возможностях визуализации данных. Тогда я поняла, что те данные, которые имелись в моем распоряжении, достаточны для того, чтобы их использовать для такого анализа. Более того, из этого можно сделать крутой продукт (например, сайт), что не может не привлекать меня с учетом опыта работы в коммерческой среде. По итогу может получиться интерактивная карта со схемой основных маршрутов образовательной миграции, где можно будет посмотреть основные траектории и направления миграции выпускников школ разных регионов России.

Я очень надеюсь, что мне хватит ресурсов, чтобы сосредоточиться на обеих идеях, потому как каждая из них по-своему для меня как для исследователя привлекательна.

Само пребывание в академическом пространстве, где постоянно происходит обмен новой информацией, проводятся уникальные тренинги и семинары с приглашенными спикерами, очень сильно расширяет исследовательские горизонты и помогает найти фокус для новых исследований. Обращаясь к абитуриентам, поступающим в этом году, хочу напомнить, что в Европейском много научных центров, которые занимаются самыми разными направлениями социальных исследований. Обязательно изучите деятельность этих центров, не бойтесь написать преподавателям, с которыми хотели бы писать научную работу, изучайте тренды в международных исследованиях в той тематике, которая вас интересует, и у вас обязательно все получится!

(Беседу записал Давид Петросян)

 

Было интересно? Прочитайте наше интервью с аспиранткой Марией Глуховой о том, как она изучает депрессию у мужчин

Еще мы взяли интервью у аспирантки Светланы Москалевой, которая занимается в Европейском социологией города