Евгения Филиппова: «Политология в Европейском — это образцово, а образцовое и высококачественное не может быть простым»

 
28.06.2021
 
Факультет политических наук
 
Евгения Филиппова
 
Обучение

Продолжаем публиковать интервью со студентами Европейского, в которых они делятся впечатлениями и интересными историями об обучении в ЕУ. Евгения Филиппова, аспирантка факультета политических наук, рассказывает о программе «Политические институты, процессы и технологии».

 

Чем занимаются политологи?

Вообще политологи — это скорее совокупность профессий, чем какая-то одна из них. Академические политологи пытаются объяснить разные стороны политического порядка, политические консультанты с помощью какой-то экспертизы сопровождают деятельность политиков, политические технологи занимаются избирательными кампаниями. Так или иначе все они стремятся просочиться внутрь истоновского «черного ящика», но с разными целями и при помощи разных инструментов.

 

Почему ты решила стать политологом?

Я не решала стать: на самом деле политология сама меня нашла, забрала себе и уже на протяжении восьми лет не отпускает. Это, знаете, как с распределяющей шляпой в «Гарри Поттере»: если она решит отправить тебя в «Гриффиндор» в соответствии с твоими способностями и характеристиками, так и будет. Так что политология — это выбор распределяющей шляпы для меня: мой «Гриффиндор»:). 

 

Какую тему ты изучаешь? Уже придумала, о чем будешь писать диссертацию?

Я изучаю коалиции регионалистских и общенациональных партий: меня интересует, при каких условиях они складываются в парламентских демократиях на региональном уровне. Диссертация об этом — пытаюсь понять, почему одни регионалисты становятся участниками коалиционных правительств, в то время как другие — нет. 

 

Почему это интересно конкретно тебе?

Регионалистские партии, которые я изучаю, — своего рода бунтари на пространстве региональной политики, которые могут мечтать, например, о создании независимого государства, как в Каталонии или Шотландии. Мне близко это по духу: я сама по жизни мятежник и люблю оспаривать правила, которые мне не нравятся. Как у Лермонтова в «Парусе»: «А он, мятежный, просит бури…» Для меня такая буря и источник вдохновения — тема, которую я изучаю. 

 

Почему ты выбрала Европейский?

Потому что факультет политических наук Европейского университета учит золотому стандарту академической политологии. Получив бакалаврское и магистерское образование в Перми, где тоже сложилась сильная политологическая школа, я понимала, что если и стоит уезжать куда-то за новыми академическими горизонтами в России, то только в ЕУ.

 

Политология в Европейском — это сложно?

Политология в Европейском — это образцово, а образцовое и высококачественное не может быть простым. Приведу пример: в ЕУ очень серьезно относятся к проблеме плагиата, и если кого-то из слушателей на нем ловят, то за это следуют достаточно суровые наказания, вплоть до отчисления. Это, вообще-то, очень греет мою душу, которая выступает с позиций академической честности и чистоты. Я допускаю, что соответствовать таким стандартам — игра не для всех, но результат игры этого точно стоит.

 

Какое твое главное достижение за время учебы в ЕУ?

Кандидатский минимум по специальности, сданный на 10 баллов из 10, и первое место в рейтинге внутри нашей аспирантской группы. Я очень боялась, что не смогу повторить высокий результат, который показала два года назад на вступительном испытании в ЕУ: тогда я единственная получила «отлично» за специальность. Но у меня получилось, и это достижение, конечно. Страх поражения — вообще очень серьезная штука, как и страх не смочь повторить собственный успех второй раз.

 

А твой главный фейл?

У меня сформировалась удивительная способность пропускать все классные университетские праздники вроде Нового года и Дня ЕУ. Это фейл, конечно, потому что каждый раз складывается так, что я куда-то уезжаю в эти дни, а потом грустно сижу дома и  наблюдаю за красочными веселыми сториз друзей, спрашивая у них, как все прошло. Совет: никогда так не делайте, потому что праздники в Европейском — это особое удовольствие и причина очень красивых воспоминаний. 

 

Политологи — одиночки, или у вас есть комьюнити?

Мы с коллегами по аспирантуре встречали этот Новый год на берегу моря, и, сидя на пирсе ночью 31 декабря, обсуждали тему одиночества в науке (что, действительно, еще можно обсуждать в новогоднюю ночь?). Кажется, что академия — это довольно одинокий путь, и есть даже профессиональная шутка про «академический монастырь», в котором мы находимся, когда, например, пишем диссертации. Но при этом мы же с коллегами были на берегу моря и много разговаривали — значит, не такой уж он и одинокий, и с комьюнити у нас все в порядке.

 

Кто главная рок-звезда политической науки?

С трудом удерживаюсь от того, чтобы не назвать двоих людей — Григория Голосова и Владимира Гельмана, но это дикая предсказуемость… На самом деле таких звезд много: для меня это и Дюверже, и Лейпхарт, и Вебер, которого не всегда могут поделить между собой политологи и социологи, и… Список можно продолжать довольно долго.

 

Какие направления политических исследований наиболее перспективны сейчас?

Как говорит мой коллега по аспирантуре, исследовать нужно то, что интересно, а не то, что востребовано, и в целом я с ним согласна. Только протестную активность сейчас, наверное, лучше не изучать, а то мало ли… Но я шучу, конечно.

 

Кому вообще все это может быть интересно?

Тем, кто искренне любит задаваться вопросами, почему политическая реальность устроена так, а не иначе, и не боится искать на них ответы. Поиск таких ответов зачастую — рискованное путешествие с непредсказуемым финалом и далеко не с золотой картой, как в «Орле и решке», это важно иметь в виду. Но это всегда увлекательное путешествие.

 

Можно ли быть политологом, не зная статистики?

Можно, и даже можно быть талантливым политологом. Если серьезно, я бы предохраняла всех от такой постановки вопроса. На мой взгляд, очень важно не забывать, что любой метод исследования — это инструмент, который помогает нам лучшим образом ответить на поставленный вопрос. Наверное, что-то идет не так, когда метод становится самоцелью и владение статистическими методами анализа воспринимается как индикатор состоятельности исследователя. 

 

Обязательно начинать изучение политической науки с бакалавриата? 

Убеждена, что нет, и даже, возможно, интереснее, когда человек приходит в магистратуру по политологии с другим базовым образованием. Классно, например, быть социологом по базовому, и политологом — по магистерскому образованию. Такая комбинация дает объемный взгляд на реальность. Я сама с бакалавриата связана с политической наукой: да, мы с ней очень хорошо друг друга знаем, но мы в какой-то степени лишены новизны впечатлений друг от друга, и это иногда притупляет исследовательскую свежесть. 

 

Кем бы ты стала, если не политологом?

Я бы уехала в какой-нибудь мятежный регион и возглавила бы там борьбу за независимость! 

 

Как думаешь, ты меняешь мир?

Мне хочется думать, что мы с этим миром — в отношениях гармонии и взаимности. Я меняю его, а он меняет меня: иногда легко, иногда довольно болезненно, но всегда — к лучшему. 
 

 Подать документы на программу