Боль как комплексный феномен: аспирантка Анастасия Угарова о своих исследованиях

 
30.03.2022
 
Факультет социологии
 
Анастасия Угарова
 
Истории аспирантов и выпускников

Мне стало интересно, что такое боль вообще, как врачи, эксперты, профессионалы превращают эти субъективные болевые ощущения в конкретные показатели и как затем помогают людям.

Аспирантка факультета социологии Европейского университета Анастасия Угарова рассказала о своем научном пути, исследованиях и планах на будущее. 


— Расскажите о вашем академическом пути, что привело вас в Европейский университет?

— Я окончила Высшую школу экономики в Москве, факультет социологии, кафедра экономической социологии. Примерно на четвертом курсе заинтересовалась исследованиями технологий и вопросов здоровья, съездила на летнюю школу «Университет без профессоров» в Европейский университет. 
В то время была очень активная волна публикаций на тему, связанную с обезболиванием у онкологических пациентов, освещались случаи их самоубийств из-за боли. Мне стало интересно, что такое боль вообще, как врачи, эксперты, профессионалы превращают эти субъективные болевые ощущения различных в конкретные показатели и как затем помогают людям. Я выбрала для изучения боль как комплексный феномен, не только медицинский, но и как феномен, в работу с которым вовлечены и социальные работники, и психологи, и священники. На самом деле в эту проблему вовлечено очень много людей из разных сфер. Кроме этого, меня интересовала степень институционализации процесса работы с болью. Насколько врачи опираются на методички и стандарты при обезболивании, или они больше полагаются на свой опыт? Насколько у них вообще есть возможность варьировать, отходить от протоколов и в какой степени?
Так я начала готовить проект для поступления в Европейский университет на тему, связанную с исследованием боли у онкологических пациентов. С этим проектом я поступила в магистратуру Европейского университета, писала магистерскую работу у Темкиной Анны Андриановны, защитила ее там же. Сейчас пишу кандидатскую диссертацию на тему «Хоспис как социальный институт: модели паллиативной помощи и управление болью», опять же под руководством Анны Андриановны.


— Что представляло собой ваше исследование в магистратуре?

— Я проводила интервью с врачами, в основном в Санкт-Петербурге и Москве. Это были онкологи, терапевты, хирурги, патологоанатомы, фармацевты, фельдшеры скорой помощи. То есть рассматривались все этапы, с которыми сталкивается человек с онкологическим заболеванием, когда ищет помощь.


— Есть ли что-то, что вас удивило при проведении интервью с различными специалистами?

— Мне было очень интересно, как происходит определение юрисдикции профессионалов.

Какая боль относится к компетенциям врача, а какая к компетенции психолога? Онкологические пациенты испытывают очень сильные переживания, которые могут усиливать болевые ощущения и требовать более комплексного подхода.
 

— Чем вы стали заниматься после того, как окончили магистратуру?
— Через год после окончания магистратуры впервые объявили конкурс на стажеров-исследователей в Европейском университете. Я решила заняться тематикой паллиативной помощи как стажер-исследователь, так же под руководством Темкиной Анны Андриановны. На тот момент в рамках небольшого проекта я была готова охватить вопрос эмоциональной работы медицинского персонала, связанного с онкологическими пациентами, исследовать, как они преодолевают психологическое напряжение. По итогам исследования я подготовила публикацию.


— Можете кратко рассказать об итогах исследования, которое вы проводили как стажер-исследователь?
— В результате я пришла к выводу, что основная задача по преодолению выгорания сотрудников, которые работают в такой тяжелой сфере, с умирающими людьми и горюющими родственниками, — это правильная организация их труда. То есть то, как руководители организации управляют эмоциями в самой организации, как организовано пространство, рабочие часы и задачи, как они соответствуют интересам, возможностям конкретных специалистов.

Получается, что от организации труда выгорают больше, чем от работы с тяжелобольными пациентами.

В моем исследовании показано, что руководители организаций во многом помогают сотрудникам преодолевать проблему выгорания и контролируют их эмоциональное состояние.


— Тема вашей диссертации звучит как «Хоспис как социальный институт: модели паллиативной помощи и управление болью». Расскажите немного подробнее, чем вы сейчас занимаетесь?
— Я продолжаю исследовать то, как помогают справиться с болью онкологическим пациентам. Рассматриваю концепцию тотальной боли, которая стала ключевой для всего в паллиативной помощи.

Вокруг одного, по сути, термина развивается целый социальный институт.

В России этот социальный институт начал строиться в 1990-х годах по своим собственным траекториям, опираясь на советское наследие. Во многом развитие системы паллиативной помощи было обусловлено инициативами конкретных персон. На данный момент эта система продолжает выстраиваться и активно меняется.
Пандемия очень сильно изменила мои планы на исследование, потому что медицинские учреждения –  это такие организации, которые в пандемию довольно очевидным образом полностью закрываются. На это накладывается и то, что паллиативные пациенты – это люди с очень ослабленным иммунитетом, к которым, конечно, никого не пускают в период пандемии. Мой изначальный дизайн исследований предполагал, что в нескольких хосписах на территории Санкт-Петербурга я буду проводить включенное наблюдение, как делала это в рамках инициативного проекта во время стажерства.
К сожалению, этот дизайн не удалось организовать. Поэтому сейчас я провожу интервью с профессионалами паллиативной помощи по всей России через электронную почту. Мне кажется, на данный момент собирается довольно интересная картина того, как функционирует паллиативная помощь в разных организациях, и государственных, и некоммерческих, и религиозных, и в организациях, которые направлены на бытовую помощь, социальную, психологическую, самую разную.
Мне бы очень хотелось давать фидбек своим информантам. Думаю, что первым моим шагом станет то, что тем, с кем я разговаривала, я обязательно вышлю свою статью про менеджмент эмоций в организациях. Поделюсь тем, какие механизмы и методы мне удалось обнаружить, в надежде, что им тоже это будет интересно и полезно.  


— Какие у вас планы на будущее? Как вы видите свою карьеру?
— Мне очень хочется продолжать развиваться в сфере здравоохранения, где-то на уровне аналитики системы здравоохранения. В каком формате, я пока не знаю, но мне бы хотелось на данный момент уйти ближе к количественному анализу, потому что и магистерская, и кандидатская реализованы в качественной методологии, при этом меня очень интересует количественная методология. Мне кажется, что те данные, которые у меня есть, и те, которые находятся в открытом доступе, можно будет довольно продуктивно обработать количественными методами. Думаю, что в любом случае я буду продолжать заниматься и вопросами здравоохранения, и паллиативной помощи. Здесь можно будет ещё много чего сделать.