ПЕСНИ РЕВОЛЮЦИИ: РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ В КУЛЬТУРНЫХ, ИСТОРИЧЕСКИХ, ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНТЕКСТАХ XIX–XXI

Крайний срок:
2020-11-15
Организатор:
Факультет антропологии

Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН и Факультет антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге приглашают принять участие в научной конференции «ПЕСНИ РЕВОЛЮЦИИ: русская революционная песня в культурных, исторических, политических контекстах XIX–XXI вв.», которая состоится 29–30 января 2021 в Санкт-Петербурге.

Русская революционная песня, при кажущейся эмпирической очевидности и исторической ограниченности этого явления, на самом деле представляет собой сложный и чрезвычайно интересный феномен. Пережив расцвет в эпоху российских революций и будучи осознанной как завершенная после установления советской власти, традиция русской революционной песни уже к этому времени имела богатую литературную и социальную историю, которая не завершилась в 1917 году, но продолжается до сих пор. В разные периоды революционная песня имела заметное влияние в поэтической и музыкальной традиции. Амплитуда ее социального статуса и режимов функционирования включала фольклорное бытование, политическую пропаганду, использование в качестве государственной символики. Различные группы и институты по-разному использовали ее перформативный, ритуальный и художественный потенциал.

Несмотря на многочисленные исследования советского времени, благодаря которым нам доступно большое количество материала и фактической информации, русскую революционную песню никак нельзя отнести к хорошо изученным явлениям. Причиной тому — не только идеологические и политические рамки, заставлявшие ученых действовать с оглядкой на цензуру, но и методологическая ограниченность, особенно актуализирующаяся при изучении столь политически чувствительного предмета (работы почти не выходят за пределы вопросов истории, текстологии и поэтики песен), колебания академической моды и конъюнктуры (некоторые исследовательские проекты были свёрнуты), и не в последнюю очередь — масштаб и многомерность самого явления.

Среди направлений изучения русской революционной песни, которые представляются наиболее интересными и пока не (достаточно) разработанными, — вопросы определения «революционной песни», его критериев и границ; место революционной песни в литературной традиции и в песенной культуре различных периодов; нелинейная социальная история и множественная прагматика функционирования революционных песен в XIX веке, в революционную эпоху, в различные советские периоды и в постсоветское время; динамика отношения к революционным песням, формирование канона и трансформация их статуса в официальной советской культуре; роль революционной песни в формировании образа революции и советской власти в социальном воображении; эксплуатация и апроприация революционной песенной традиции различными социальными группами в разных исторических и политических обстоятельствах; современные процессы ревитализации / ресайклинга русской революционной песни, и другие.

Замысел конференции состоит в том, чтобы рассмотреть феномен русской революционной песни с разных сторон, используя теоретическую оптику и аналитический инструментарий различных дисциплин и подходов. Мы приглашаем к участию историков, филологов, музыковедов, историков искусства, фольклористов, антропологов. После проведения конференции мы начнем подготовку сборника статей. 

На конференции мы хотели бы уделить внимание обсуждению предпочтительно (но не исключительно) следующих тем и вопросов:
— «русская революционная песня»: вопросы дефиниции, жанра и канона;
— революционные песни в политических проектах и идеологических кампаниях от декабристов до наших дней;
— этнография революционной песни: социальные контексты, режимы и практики бытования;
— апроприация революционной песни не-революционными сообществами и институтами (криминальные сообщества, религиозные движения, армия, государство и др.);
— революционная песня и литературный процесс XIX — начала ХХ вв.;
— революционные песни как фольклор: трансмиссия, вариативность, социальные функции;
— революционные песни в истории (советской) науки; 
— источники и трансформации революционных песен: поэтический и музыкальный аспекты;
— революционная песня как форма (лингвистика, поэтика, риторика, музыкальный язык);
— истории и культурные биографии революционных песен: XIX–XXI в.;
— песни революции в литературе, кинематографе, театре и музыкальном искусстве;
— смех с/над революционной песней в литературе, фольклоре и медиа: от пародий до рекламы;
— международные связи и параллели русских революционных песен;
— функционирование революционных песен в контексте текущих культурных процессов и социальных настроений (протестные движения, постсоветская ностальгия, дискурс наследия и т. д.). 

Рабочие языки конференции: русский и английский. 

Для участия в конференции необходимо до 15 ноября 2020 года прислать заявку, содержащую имя и аффилиацию докладчика, название доклада и его краткую аннотацию (не более 200 слов). Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок. 

Мы очень надеемся, что конференцию удастся провести в традиционном «живом» формате. В настоящее время мы заняты поиском средств на частичную компенсацию зарубежным и иногородним участникам расходов на проезд, проживание и питание.

Просим отправлять заявки и обращаться с любыми вопросами по адресам организаторов:
Михаил Лурье mlurie@inbox. ru 
Светлана Подрезова svepod@gmail. com